Почему люди постят глупости у себя в соцсетях?
Ученые провели исследование, которое показало, какие люди склонны делиться со своими друзьями сомнительными тренингами личностного роста и антинаучными советами насчет здоровья и семейного счастья. Согласно статье, опубликованной в журнале Applied Cognitive Psychology, чем хуже человек воспринимает метафорические высказывания, и чем более он религиозен, тем больше его склонность делиться странными откровениями.
Это исследование повторяет уже существующее, проведенное в 2015 году, которое изучало восприимчивость людей к недостоверной информации. В добавок к этому словацкие ученые рассмотрели еще и желание распространять эти факты дальше. Ими была изучена связь когнитивных искажений сознания (отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами и др.) и их связь с верой в такие вещи как паранормальные явления, теории заговора и лженаука.
Руководительница исследования Владимира Каводжова (Vladimirа Cavojova) из Словацкой академии наук комментирует интерес к теме так: «Мы заметили, что социальные сети полны всякой ерунды, которая там еще и очень быстро распространяется, поэтому они привлекли наше внимание».
В исследовании приняло участие 76 человек из Словакии и 45 из Румынии. Ученые проанализировали их уровень восприимчивости к софистическим высказываниям и антинаучным тезисам, а также их желание распространять все это дальше. Кроме того, были исследованы особенности мышления и когнитивные предубеждения испытуемых.
Примеры псевдоглубоких и мудрых высказываний включали в себя «Целостность покоряет бесконечные явления», а также 10 твиттов Дипака Чопра (обладателя Шнобелевской премии из Индии).
«Внимание и намерение – это механика проявления» (с) Дипак Чопра
Участников попросили оценить, насколько глубокими и точными они считали предложенные фразы, и насколько вероятно, что они будут делиться ими в социальных сетях. Результаты показали, что люди, которые оценили высказывания как нечто значимое, хуже понимают метафоры, склонны к онтологической путанице и чаще бывают религиозны. Тем не менее, даже если высказывание пришлось человеку близко к сердцу, он не всегда готов им поделиться. Готовность шерить что-либо на своей страничке всегда была ниже, чем рейтинг высказывания.
Следующее исследование будет направлено на изучение того, что именно так привлекает людей в высказываниях, которые не имеют особого смысла и какие темы являются более привлекательными для создания подобных псевдомудрых твиттов.
Напомним, что совсем недавно схожее исследование доказало, что чаще всего фейковым новостями верят религиозные люди и фанаты конспирологии.
Источник: Psypost.org
Комментарии