Красота требует жертв: почему люди рискуют ради селфи

Ни один поход на вечеринку или в музей не обходится теперь без селфи. Люди готовы фотографировать самих себя за рулем мчащегося автомобиля, с дикими животными, на крыше поезда или на трансформаторном столбе – страх при этом отступает. «Футурист» объясняет, почему мы так рискуем в попытках получить красивую картинку с собой в главной роли.

Красота требует жертв: почему люди рискуют ради селфи

2016 пока не лучший год для селфи. В феврале аргентинские туристы так долго делали селфи с детенышем дельфина, передавая его друг другу, что животное погибло от стресса и теплового истощения. Далее, в начале марта в Македонии турист вытащил лебедя из озера ради селфи, вследствие чего птица так же умерла. Несмотря на то, что смерти животных вызвали всеобщее неодобрение и гнев, люди все чаще рискуют своими собственными жизнями ради идеального снимка.

В связи с этим в 2015 году российские власти даже запустили кампанию «Крутое селфи может стоить вам жизни». Причиной этому послужили данные полиции о том, что около 100 россиян погибли или получили травмы в ходе своих попыток сделать опасные селфи, например, девушка, получившая огнестрельное ранение (но выжившая), делая селфи с пистолетом, двое мужчин погибших от взрыва гранат, с которыми фотографировались, и люди, делающие снимки на крышах движущихся поездов.

Селфи также часто являются причиной летальных исходов, связанных с падением с высоты. Польский турист в Севилье (Испания) в попытке сделать селфи погиб, упав с моста. В мае 2014 г. пилот самолета Cessna потерял управление, что привело к смерти всех пассажиров и персонала – все из-за того, что он хотел сделать слефи за штурвалом.

Селфпики могут стать фатальными не только из-за опасной ситуации или неосторожности – известен случай, когда подросток, страдавший дисморфофобией, психическим расстройством, при котором человек обеспокоен даже самыми незначительными дефектами внешности, пытался покончить с собой после многочасовых попыток сделать идеальное селфи.

Люди, часто публикующие свои селфи, нередко обвиняются в нарциссизме и безвкусии, однако пока такие социальные приложения как Snapchat набирают популярность, селфи остается в тренде.

Почему же психологически человек может чувствовать себя настолько вынужденным сделать безупречное селфи, что готов ради этого рисковать своей собственной жизнью и жизнями других людей и животных?

Краткая история селфи

Американский фотограф Роберт Корнелиус (Robert Cornelius) считается первым человеком, сделавшим снимок самого себя – в 1839 году он, используя одну из самых первых камер, настроил ее так, чтобы успеть вбежать в кадр самому.

В дальнейшем широкое распространение фотокамер в XX в. привело к стремительно возрастающей популярности селфи, в большей степени к всем известному и сейчас снимку перед зеркалом.

Появление камеры на телефоне стало огромным скачком вперед для «технологии» селфи. Далее, конечно же, последовало изобретение палки для селфи, которая была даже названа одним из 25 лучших изобретений 2014 года по версии журнала Time.Однако критики механизма быстро переименовали ее в «палку нарциссизма» и на данный момент, ее использование запрещено во многих музеях и парках, включая Всемирный центр отдыха Уолта Диснея (Walt Disney Resort). Несмотря на весь негатив, популярность селфи растет в геометрической прогрессии.

Хотя точные данные получить довольно сложно, ежедневное количество публикуемых селфи только на устройствах Android оценивается в промежутке от 1 млн до 93 млн.

Каким бы ни было их реальное число, опрос Pew 2014 года показал, что 55% молодых людей, рожденных на рубеже XX и XXI вв., публикуют селфи в социальных сетях, и только 33% рожденных между 1920 и 1945 знают, что это такое.

В британском докладе этого года также говорится о большей активности молодых женщин, которые тратят до пяти часов в неделю на фотографирование себя. Главной причиной этого было названо не только стремление показать себя, но и желание заставить других людей завидовать, а бывших партнеров ревновать.

Повышение самооценки или нарциссизм?

Некоторые все же находят положительную сторону селфи. Профессор психологии Памела Рутледж (Pamela Rutledge) полагает, что селфи прославляют «обычных людей», а психолог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Андреа Летаменди (Andrea Letamendi) считает, что они «позволяют молодым людям выражать свое настроение и делиться опытом». Еще одним аргументом сторонников селфи является то, что человек может повышать самооценку, показывая другим, насколько он хорош. Это помогает сформировать важные воспоминания.

В то же время, одно из европейских исследований показало, что время, которое молодые девушки тратят на просмотр селфи в социальных медиа ассоциируется у них с негативным восприятием внешности.

Помимо травмоопасности, фатальности и безвкусия, одной из проблем селфи является их роль в качестве причины или же следствия нарциссизма. Один из авторов издания Psychology Today Питер Грей (Peter Gray) описывает нарциссизм как «преувеличенное самомнение в сочетании с соответствующим безразличием в другим». Люди, подверженные нарциссизму, склонны переоценивать собственные таланты и крайне негативно реагировать на критику, а также больше угнетать других людей, чем помогать им. Грей пишет, что опросы среди студентов колледжа наглядно показывают, что подобная особенность характера намного более распространена сегодня, чем 30 лет назад.

Как же коррелируют селфи и нарциссизм? Психолог Гвендолин Сайдман (Gwendolyn Seidman) ссылается на два исследования, основывавшихся на распространении селфи в сети Facebook в выборке более 1000 человек.

Мужчины, публиковавшие больше селфи, также демонстрировали больше признаков нарциссизма. Среди женщин количество селфи коррелировало с таким аспектом нарциссизма как «потребность в восхищении», то есть «чувство особого статуса или привилегированности по отношению к другим».

Селфи – предпочтительный способ самовыражения нынешнего поколения

Психологи, изучающие «Я-концепцию» (систему представлений индивида о самом себе), полагают что наше изображение самих себя и как мы его проецируем проходит два фильтра: критерий правдоподобности (насколько правдивы мои заявления о себе) и критерий выгоды (насколько эти утверждения привлекательны и желанны). В этом смысле селфи «золотая середина»: это легкий способ предоставить доказательства интересной жизни, выдающегося таланта, уникального опыта, красоты и привлекательности.

С психологической точки зрения интересно понять не только, почему некоторые люди публикуют селфи, но и почему кто-либо вообще заинтересован в том, чтобы их просматривать. Имеющиеся данные свидетельствуют, что людям просто нравится смотреть на лица. Селфи привлекают больше внимания и комментариев, чем другие фотографии, и наши «френды» только больше мотивируют снимать селфи своими «лайками» и прочими способами одобрения в социальных сетях.

Одним из объяснений того, почему людям так нравится смотреть на селфи может быть психологическая теория социального сравнения. Леон Фестингер (Leon Festinger) основатель этой теории предположил, что люди предрасположены к тому, чтобы оценивать себя в сравнении с другими. Это происходит для того, чтобы мы могли повысить свою самооценку, оценить самих себя, подтвердить, что мы действительно такие, какими является и стать лучше.

Все это предполагает крайне позитивные мотивы поведения. Однако на самом деле все не так – люди, склонные публиковать селфи, чаще обладают самооценкой ниже, чем те, кто не постит их. Социальное одобрение, лайки являются наградой для таких людей, но при объективной оценке, с учетом всех смертей как людей, так и животных, моду на селфи вряд ли можно назвать позитивной.

Комментарии