Навязчивые состояния, ненужные медосмотры, вредная диета. Что не так с биохакингом?

Предприниматель Сергей Фаге рассказал, как он улучшил свое здоровье с помощью так называемого биохакинга. Он утверждает, что сильно похудел, стал спокойнее, легче справляется со сложными задачами и вполне может прожить более 120 лет. Биохакер рассказывает, как он отслеживает различные показатели своего организма и стремится их улучшить с помощью диеты, тренировок и различных лекарств. Реально ли продлить себе жизнь таким образом — в материале «Футуриста»

Кто такие биохакеры?

Статья по теме

«Мне 32 года, и я потратил $200 тысяч на «биохакинг». Как «прокачать» свое здоровье

Это люди, которые направляют все силы на усовершенствование своего тела. Они знают все о своем организме — от артериального давления до объема легких. Чтобы стать «сверхлюдьми», представители этого движения измеряют биохимические показатели, и чтобы привести их в норму, интенсивно тренируются, отслеживают сон, а также соблюдают строгую диету без сахара, глютена, бобовых культур и молочных продуктов. Биохакеры активно принимают препараты, стимулирующие работу мозга, такие как пирацетам и фенотропил, и регулирующие биохимические показатели.

В чем заключается их диета?

Чаще всего биохакеры соблюдают кетодиету — низкоуглеводную диету с высоким содержанием жиров и умеренным содержанием белков. Существует множество стартапов, которые производят еду для биохакеров. Например, Дэйв Эспри, предприниматель из Силиконовой долины, основал мультимиллионную компанию Bulletproof Coffee, которая производит кофейный напиток, смешанный с кокосовым и сливочным маслами.

Периоды кетодиеты некоторые биохакеры чередуют с голоданием. В частности, Сергей Фаге практикует циклическое голодание: три-четыре дня в неделю ест только один раз в день.

Есть ли польза от голодания?

Нет. Более того, это вредно. Практика циклического голодания (как и любого вида лечебного голодания) подвергается критике в медицинском сообществе. Диетолог Ринад Минвалеев называет голодание «оздоровительным кретинизмом». Он пишет, что при длительном отсутствии глюкозы организм начинает вырабатывать ее сам из накопленных в теле ресурсов — и, вопреки теории голодания, обычно разрушению подвергаются не жиры, а белки, предназначенные для построения мышц и соединительной ткани.

«"Лечебное голодание" имеет такое же отношение к медицине как купание в проруби при воспалении легких. Это совершенно нефизиологично и чревато как обострениями имеющихся хронических заболеваний (язвенная болезнь и другие заболевания желудочно-кишечного тракта), как и появлению новых, например, анемия. Что касается снижения веса во время голодания, то через некоторое время он вернется с избытком», – комментирует Антон Родионов, врач-кардиолог.

Более того, постоянные ограничения в пище могут спровоцировать как расстройства пищевого поведения, такие как компульсивное переедание и булимия. По словам Джейми Мэнвэринга, терапевта из Центра восстановления питания в Денвере, голодание может выявить проблемы, о которых человек даже не подозревал. Любые экстремальные диеты, особенно диеты, которые способствуют чрезмерному мониторингу пищевых и физиологических маркеров, психологически опасны из-за необходимости постоянной навязчивой концентрации на деталях.

«Личности типа А, которые больше других склонны к строгим экстремальным диетам с бесконечными расчетами, также являются личностями, наиболее восприимчивыми к нарушениям пищевого поведения. Для людей с историей расстройств пищевого поведения, любая диета (в особенности экстремальная, включающая голодание) значительно увеличивает риск рецидива расстройства. Лица, подверженные риску расстройства пищевого поведения, скорее всего, не знают, что они подвержены риску, и такая диета может стать катализатором», – говорит Мэнвэринг.

Ким Танзер, терапевт из Торонто, который работает с клиентами, страдающими расстройствами пищевого поведения, утверждает, что попытки контролировать все сферы своей жизни безуспешны и могут привести к серьезным физическим и психологическим проблемам.

А кетогенная диета вредная?

Статья по теме

Биохакер собрался дожить до 180 лет, реально ли это?

Кетогенная диета была придумана для лечения эпилепсии и аутизма у детей, и некоторые неврологи с переменным успехом применяют эту методику и до сих пор. Но для здоровых людей она не подходит. При ограничении потребления углеводов и употреблении жирной пищи повышается концентрация кетонов в организме. Биохакеры утверждают, что кетоны, которые поступают в мозг вместо глюкозы, являются «топливом» для мозга. Действительно, некоторые исследования показывают, что повышение концентрации кетоновых тел приводит к снижению частоты эпилептических припадков у детей. Но в других случаях высокая концентрация кетонов указывает на патологическое состояние – тяжелую форму сахарного диабета, истощение или ожирение, отравление или травму черепа. У здорового человека кетоновых тел обычно мало.

Биолог Алексей Москалев, занимающийся проблемами старения, утверждает: такая диета может даже ускорить изнашивание организма.

«С одной стороны, это способ устранения в организме отложений вредного висцерального жира (вокруг жизненно важных органов), служащего причиной инсулинорезистентности и хронического воспаления, а значит повышенного риска болезней сосудов, суставов, расстройств метаболизма и депрессии. Кетоновые тела наравне с глюкозой могут использоваться нервными клетками как источник энергии, что повышает настроение. С другой, при длительной кетогенной диете как правило увеличивается концентрация гормонов стресса (кортизола, адреналина, норадреналина). Это способствует снижению веса, но также и раздражительности и даже ускорению старения. Эксперименты на мышах показывают, что низкоуглеводная высокожировая диета отнюдь не способствует увеличению максимальной продолжительности жизни, которая служит классическим показателем замедления старения. Возможно это и оттого, что кетогенная диета способствует выработке больших количеств реакционно-способного метаболита метилглиоксаля, который повреждает ДНК, мембраны и белки клетки», – говорит эксперт.

На ежегодной встрече Американской ассоциации эндокринологов 2014 года было заявлено, что ежедневный прием популярного у биохакеров Bulletproof Coffee может вызвать резкое повышение уровня холестерина и аполипопротеина В в крови. Пока неясно, какое влияние это оказывает на сердечно-сосудистую систему. Некоторые врачи, такие как д-р Фрэнк Липман и д-р Эндрю Вейль, считают, что в сочетании со сбалансированной диетой кофе с маслом может быть полезным. Однако чередование голодовок и жирной пищи нельзя назвать сбалансированным питанием.

«Распространять пользу строгой безуглеводной диеты на всю популяцию бессмысленно и нелепо. В долгосрочных исследованиях не показано существенного влияния кетогенной диеты на прогноз у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Более того, избыток жирной пищи (чем-то же надо питаться) повышает риск жировой дистрофии печени (фактор риска цирроза) и инсулинорезистентности (фактор риска сахарного диабета)», – комментирует Антон Родионов.

А зачем они принимают лекарства, они же и так здоровы?

Биохакеры употребляют психостимуляторы и антидепрессанты. Они полагают, что эти лекарства помогают повысить жизненный тонус и улучшить когнитивные способности. В частности, Сергей Фаге принимает модафинил (его назначают при дефиците сна) и литий. В России модафинил содержится в Списке наркотических средств и психотропных веществ (их распространение ограничено). Какие эффекты могут проявиться при приеме нескольких лекарств одновременно, неизвестно. Комментирует Антон Родионов:

«Любой лекарственный препарат обладает побочными эффектами, в этом несложно убедиться, заглянув в инструкцию. Более того, все лекарственные препараты проходят клинические исследования на пациентах с определенными заболеваниями, следовательно, безопасность их длительного применения здоровыми людьми не может быть установлена в принципе. Сергей Фаге принимает одновременно хороший современный антидепрессант, мощный психостимулятор и препарат лития, используемый для лечения биполярных расстройств. Неудивительно, что он находится в состоянии, которое близко к психиатрическому термину "патологически повышенное настроение".

Рискну предположить, что в недалеком будущем его ждут нарушения ритма и сердечная недостаточность, поскольку прием препарата тироксина у здорового человека вызывает тиротоксикоз (медикаментозную имитацию избыточной функции щитовидной железы), который в первую очередь наносит удар по миокарду. Кроме того, любой врач знает, что в случае приема одновременно 5—7 и более препаратов очень непросто предсказать их лекарственное взаимодействие, а следовательно возможны самые причудливые побочные эффекты. Одним словом, я очень завидую его патологоанатому. Это будет интереснейший клинический разбор».

Биолог Алексей Москалев утверждает: старение не является показателем к применению лекарств. Он описывает множество побочных эффектов, которые могут проявиться у тех, кто принимает их не по назначению врача.

«Даже такой безобидный препарат, как метформин, при длительном приеме увеличивает уровень атерогенного побочного метаболита гомоцистеина и сильно мешает усвоению в кишечнике некоторых витаминов группы B, которые важны для сохранения когнитивной функции, кроветворения и регенерации клеток.

Аспирин может вызывать внутренние кровотечения, изъязвление слизистых, астматические приступы, особенно у людей с наследственной повышенной чувствительностью. Он практически калечит тромбоциты, отвечающие за свертываемость крови, и не столь важно в какой форме его принимать.

Известно, что сердечно-сосудистые заболевания в среднем приходят к женщинам значительно позже, чем к мужчинам. Полезная роль женских половых гормоновэстрогенов в сосудистой системе может быть обусловлена, в частности, сокращением периферического сосудистого сопротивления. Убирая критическим образом жировую ткань (она конвертирует мужской половой гормон тестостерон в женские половые гормоны), или употребляя блокировщики действия эстрогенов, можно повысить риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Передозировка лития токсична для почек и нервной системы. Ингибиторы обратного захвата серотонина при хроническом использовании ведут к изменению личности, повышению не критичности, невосприимчивости к возражениям,» - комментирует Алексей Москалёв.

Есть ли польза от постоянного отслеживания биохимических маркеров?

Биохимические показатели, за которыми необходимо наблюдать, хорошо известны, они входят в стандартные программы диспансеризации во всем мире. К ним относят холестерин, глюкозу и еще ряд показателей в зависимости от пола, возраста и факторов риска конкретного пациента. Что делать при отклонении этих показателей от нормы, человечество прекрасно знает – на этом и строится профилактика. Однако понятие «норма» не подразумевает подгон параметров под четкие стандарты – каждый организм индивидуален.

«Нет ничего более нелепого, чем постоянно отслеживать широкий спектр показателей. Во-первых, любые "нормы" — это всего лишь пределы значений для 95% здоровых людей. Следовательно, просто по законам статистики у одного из 20 здоровых людей один из случайных показателей будет несколько повышен или снижен. Нередко, кстати, выявление случайно повышенного показателя в ненужном анализе благодаря пытливому уму доктора влечет за собой дополнительные ненужные обследования, а иногда даже ненужное лечение, в том числе хирургическое. Впрочем, даже если все органы останутся на месте, то психологическая травма от поиска серьезной болезни останется надолго», – комментирует Антон Родионов.

В то же время, своевременная проверка способна предупредить множество заболеваний. Комментирует Алексей Москалев:

«Раннее выявление проблем со здоровьем позволяет их более эффективно корректировать. Отслеживание утреннего уровня глюкозы в крови позволило мне выявить пограничные значения сахара, заняться регулярными тренировками, скорректировать диету, что вернуло мои показатели к норме. Прием большого количества добавок, как в случае Сергея, невозможен без биохимического контроля состояния печени и почек (креатинина, ALT, AST, альбумина, мочевины), маркеров воспаления, а также уровней витаминов в крови, на которых мог негативно сказаться прием некоторых лекарств. В то же время наши исследования совместно с компанией Инсилико (сайты aging.ai, young.ai), с Центром геронтологии под руководством О.Н. Ткачевой (Arterial Indices) показали, что комбинация определенных функциональных и биохимических тестов позволяет мониторировать скорость и определять индивидуальную траекторию старения, одновременно выявляя конкретные перекосы в здоровье, которые можно корректировать. Однако не вызывает сомнения, что модератором программ коррекции должны выступать врачи, которые могут учесть все многообразие сопутствующих факторов и оценить картину обследования в целом.»

А как насчет генетических тестов?

Генетический тест достаточно сделать один раз в жизни, чтобы получить представление о том багаже преимуществ и проблем, которые достались нам по наследству от родителей, утверждает Алексей Москалев. Однако риски хронических заболеваний, как правило, слабо зависят от генетической предрасположенности, заложенной в отдельных генах.
«Их определяют особенности десятков генов в сложном взаимодействии с образом жизни и факторами среды, которые генетические тесты в настоящий момент не в состоянии учесть. В случае хронических заболеваний генетические тесты дают, как правило, повышение над средним риском на несколько процентов, что даже меньше пресловутого 50:50», – говорит Алексей Москалев.

Что делать пациенту с этой дорогостоящей информацией, кроме стандартных рекомендаций вести здоровый образ жизни (высыпаться, соблюдать режим дня, есть меньше быстрых углеводов и насыщенных жиров, больше двигаться), непонятно.

«Генетические тесты для определения рисков – это огромная индустрия, которая кормится за счет доверчивых и тревожных буратинок. Генетические анализы действительно могут с определенной вероятностью выявить предрасположенность к некоторым заболеваниям, однако эти тесты, как правило, не имеют преимущества перед обстоятельным разговором с врачом (сбором анамнеза) и оценкой традиционных факторов риска.

Более того, узнаете вы, например, что у вас риск лейкоза на 20% выше, чем в популяции, и что вы с этой информацией делать будете? Еженедельно анализ крови делать? Топиться? Антидепрессанты принимать? Методов первичной профилактики (снижения вероятности заболевания) для лейкозов не существует. Одним словом, современное генетическое тестирование рисков для взрослых людей не очень далеко уходит от цыганского гадания. Результат один и тот же – на выходе получаете тревожный невроз. Исключение, разумеется, составляет генетическое консультирование родителей и детей при высокой вероятности наследственной патологии», – комментирует Антон Родионов.

Дорого ли быть биохакером?

Мягко говоря, дорого и энергозатратно.

«Я оптимизировал сон, питание и тренировки, прошел через тысячи тестов, принял десятки разных препаратов и сотни добавок (на фотографии ниже — часть таблеток, которые я принимаю каждый день), работал вместе с великолепными врачами, медитировал более тысячи раз, ходил к психотерапевту — и потратил на все это примерно $200 тыс», — пишет Сергей Фаге.

Дэйв Эспри потратил $300 тыс на исследования своего организма, прежде чем основать Bulletproof Coffee. Впрочем, он смог компенсировать эти затраты за счет рекламы своего напитка: компания теперь получает многомиллионные инвестиции.

Получается, это все бесполезно?

Ну, не все. Никто не запрещает людям вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, сбалансированно питаться, отказаться от табака и алкоголя. Однако навязчивое стремление «хакнуть» свое тело, как правило, нездорово. А комбинация тяжелых физических нагрузок, экстремальных диет и несовместимых препаратов может даже сократить жизнь. Комментирует Антон Родионов:

«Стремление к ненужному обследованию и лечению носит в психиатрии название синдрома Мюнхгаузена. У каждого врача есть немало пациентов, стремящихся к избыточному обследованию во имя оздоровления, однако чаще всего это пациенты с серьезными невротическими расстройствами. Мне доводилось консультировать пациентов, которые на подобное обследование тратили деньги, сопоставимые со стоимостью приличной квартиры.

Альтернатива простая: разумные программы диспансеризации (check-up) и своевременная коррекция основных факторов риска (вес, курение, артериальное давление, холестерин, глюкоза). Однако, самое главное правило: "мы едим, чтобы жить, а не живем чтобы есть". В мире есть несметное количество удовольствий, которым стоит уделять время: путешествия, творчество, общение с противоположным полом. Даже если предположить, что бесконечный мониторинг и коррекция каких-то физиологических показателей и позволит дожить до двухсот лет, то зачем нужна такая жизнь?»

В то же время, социальный запрос на профилактическую и персонифицированную медицину назрел, игнорировать его неразумно, полагает Алексей Москалев. Трудоспособное население с минимумом хронических заболеваний, сокращение периода заболеваемости в жизни человека выгодно не только индивидууму, но и работодателям, страховым компаниям, государству. Это новый большой рынок. Однако его нужно поставить на твердую научную основу, а это требует огромных затрат.

«Необходимо проводить клинические исследования на базе доказательной медицины профилактических свойств различных диет, режимов дня и физических тренировок, биологически активных добавок и безопасных фармпрепаратов. В такие исследования необходимо вкладываться не только отдельным заинтересованным пациентам, но и пациентским организациям, инвесторам, фармкомпаниям. Персонализация диеты по уровню в организме макро- и микронутриентов, аллергическим реакциям, особенностям микрофлоры кишечника позволит в ряде случаев не доводить себя до хронических заболеваний. Тренировки в спортзале должны предваряться обследованиям функциональных особенностей и возможностей тела и периодически проводиться вновь для корректировки программы тренировок. Другой вопрос,что превентивная медицина требует появления нового поколения врачей, которые не формально следуют протоколам, а относятся к здоровому долголетию каждого пациента как к научной задаче, готовы постоянно самообразовываться и овладевать новыми методами и подходами к диагностике и профилактике хронических заболеваний», – полагает эксперт.

Ясно одно: биохакинг в одиночку – не лучшая идея. Человек без биомедицинского образования не может учесть всю полноту «за» и «против» профилактического применения фармпрепаратов. Поэтому всегда необходимо консультироваться со специалистами: непродуманные эксперименты над собой не способны продлить жизнь.

Комментарии