Вопрос ориентации. Традиционна ли гетеросексуальность?

Вопрос сексуальной ориентации человека по-прежнему с трудом обсуждается обществом, для которого традиционной является гетеросексуальность. Но настолько ли она традиционна и почему стала считаться таковой только недавно – в материале «Футуриста».

Когда гетеросексуальность считалась ненормальной

Всего век назад представление о гетеросексуальности было совсем иным. В Медицинском словаре Дорленда (1901) гетеросексуальность обозначала «ненормальное или извращенное влечение к противоположному полу». В 1923 в словаре Мерриама-Вебстера значение почти повторялось: «нездоровая сексуальная страсть к лицу противоположного пола». И только в 1934 гетеросексуальность стала ассоциироваться с привычным нам определением: «проявление сексуальной страсти к лицу противоположного пола, нормальная сексуальность». Поверить в то, что гетеросексуальность раньше была чем-то иным, чем сейчас, сложно, ведь кажется, что она всегда была «нормальной».

Пару лет назад было в сети появилось видео, автор которого спрашивал прохожих, считают ли они гомосексуальность чем-то врожденным. Ответы были разными, хотя большинство отвечало что-то в духе «это сочетание природы и воспитания». Затем следовал ключевой для эксперимента вопрос: «Когда вы решили стать натуралом?». Большинство довольно застенчиво признавалось, что никогда об этом не задумывались. Видя, что их поймали на собственных предрассудках, люди соглашались с автором видео: гомосексуальность – это врожденная черта точно так же, как гетеросексуальность.

Видео предполагало, что нужно принимать нашу сексуальность такой, какая она есть, без каких-либо объяснений. Гомосексуальности посвящено множество работ, подтверждающих, что это явление вошло в культуру в определенную эпоху. Гетеросексуальный секс с очевидностью возник тогда, когда и само человечество, а между тем гетеросексуальность как идентичность – довольно новое понятие, которому до сих пор не дано подробного объяснения.

Причины такой лакуны кроятся в религиозных предубеждениях, гомофобии и, конечно, в том уверении, что гетеросексуальность – «это ведь так естественно», нормально. Но гетеросексуальность была не всегда, и нет никакой уверенности, что она сохранится в культуре в будущем.

У секса нет истории

Первое опровержение искусственности гетеросексуальности – это апелляция к размножению. Разумеется, без сексуального акта между лицами противоположного пола человечества бы попросту не было, но такой аргумент предполагает, что гетеросексуальность и секс ради продолжения рода – это одно и то же. На самом деле нет.

«У секса нет истории, – пишет теоретик нетрадиционной ориентации Дэвид Гальперин из университета Мичиган, – потому что он базируется на функции организма». Сексуальность, напротив, является частью истории. Иначе говоря, секс – условие существования большинства видов, в то время как категории половых актов и тех, кто их практикует, относятся к исторического феномену, обязательному к изучению.

Ханне Блэнк, автор книги «Натуралы: удивительно короткая история гетеросексуальности», предлагает простую аналогию из естествознания. В 2007 году Международный институт отслеживания видов внес рыбу Electrolux addisoni в список новых видов. Но ведь живые существа не появились из ниоткуда, 10 лет назад – это время, когда их открыли и дали научное название.

То же и с гетеросексуальностью, которая в конце XIX века перешла из разряда того, что существует, в разряд того, что известно.

«Вплоть до 1868 года не было ни гетеросексуалов, ни гомосексуалов, – утверждает Блэнк, – на тот момент для человечества еще не существовало дифференциации понятий между видами любви или сексуального желания». Сексуальное поведение, конечно же, различалось и нередко запрещалось. Но акцент всегда падал на сам акт, а не на субъект.


Оскар Уайльд

Так что изменилось? Язык

В конце 1860-х венгерский журналист Карл Мария Кертбени изобрел 4 термина для описания сексуального опыта: гетеросексуал, гомосексуал и два ныне забытых термина для мастурбации и зоофилии: моносексуал и гетерогенитал. Кертбени использовал термин «гетеросексуал» спустя десятилетие, когда его попросили написать главу для книги о дискриминации гомосексуальности. Издатель Густав Джагер не решился на ее публикацию, но использовал новый термин позднее в книге, опубликованной в 1880 году.

Следующий раз слово было опубликовано в 1889 г. в каталоге сексуальных расстройств «Psychopathia Sexualis» австро-немецкого психиатра Ричарда вон Краффт-Эбинга. На почти 500 страницах слово «гетеросексуал» встречается всего лишь 24 раза и даже не внесено в индекс. Возможно, потому что автора больше интересовали «сексуальные перверсии», нежели «сексуальный инстинкт», то есть «нормальное» сексуальное желание.

Слово «нормальный» перегружено значением, к тому же, им злоупотребляли на протяжении всей истории. Для Краффт-Эбинга нормальное сексуальное желание основывалось на функции деторождения, доминантной идеи сексуальных теорий Запада. Там, задолго до разделения сексуальных актов на гетеро– и гомосексуальные, царила другая бинарность: служит ли акт для продолжения рода или нет. В Библии, например, осуждаются гомосексуальные акты по той же причине, что и мастурбация: за растрату семени, несущего жизнь. И хотя такая этика была продиктована и навязана католической церковью, важно отметить, что изначально она пришла не из христианских и даже не из еврейских учений, а из стоицизма.

Стоики полагались на учение, что силой воли человек способен контролировать эмоции и желания ради внутреннего спокойствия. Римский философ Гай Музоний Руф утверждал, что человек должен защищать себя от потакания своим слабостям, в том числе сексуальным. Чтобы обуздать свои желания, пишет теолог Тодд Салцман, Руф и другие стоики пытались поместить их в «более широкий контекст человеческого существования». Они настаивали, что секс может быть добродетелен, если служит продолжению рода. Ранние христианские богословы адаптировали эту идею под брачно-религиозную этику. Во времена святого Августина (IV век н.э.) единственным нормальным (то есть разрешенным) сексом был секс ради потомства.

Статья по теме

8 удивительных фактов о сексе и гендере

Хотя Краффт-Эбинг принимает подобную сексуальную этику как должное, он признает, что «в сексуальной любви настоящая цель инстинкта – размножение вида – не является осознанной». То есть половой инстинкт включает в себя «программирование» на размножение. Джонатан Нэд Катц в книге «Изобретение гетеросексуальности» отмечает влияние Краффт-Эбинга: «Помещая репродуктивную функцию на уровень подсознания, он создал маленькое, пока еще туманное пространство для нормы сексуального удовлетворения».

Важность смещения вектора с размножения на эротическое желание не может быть переоценена. Желание стало первоосновой современного представления о сексуальности. Когда большинство людей думают о гетеросексуальности, они думают нечто вроде: Билли с малого возраста понимает, что ему нравятся девочки. Однажды он фокусирует свою эротическую энергию на Сьюзи и начинает ухаживать за ней. Они влюбляются друг в друга и физически воплощают свое эротическое желание. И живут с тех пор долго и счастливо, конец.

Без труда Краффт-Эбинга подобная ситуация могла бы и не стать нормой – здесь нет ни малейшего упоминания о продолжении рода. Определение нормального полового инстинкта как сексуального желания заложило фундамент для революции в представлениях о сексе. Оно стало основой для культурного сдвига от «патологической» гетеросексуальности в 1923 г. до «нормы» в 1934 г.


Карл Мария Кертбени ввел термин гетеросексуальность

Секс в большом городе

Идеи и слова часто обязаны своему времени. И это абсолютно правдиво по отношению к гетеросексуальности, родившейся во то время, когда жизнь американцев стала более урегулированной. Как пишет Блэнк, «понятие гетеросексуальности напрямую связано с развитием среднего класса». В конце XIX века население европейских и североамериканских город начало быстро увеличиваться. По сравнению с провинциальными городами и деревнями большие города выглядели как очаги сексуальных отклонений и неумеренности. Когда городское население было не столь многочисленным, контролировать поведение людей было проще. Когда все соседи знают друг друга, сплетни являются мощным сдерживающим фактором.

Сексуальная аморальность связывалась с притоком в города низших слоев населения. Формирующемуся среднему классу было важно отделить себя от подобного поведения. Буржуазные семьи нуждались в защите своих членов от «аристократического упадка, с одной стороны, и от кишащего ужасами города, с другой». Для этого требовалось «регулирующая и универсально подходящая система для социального управления, которая может реализована в большом масштабе». В прошлом такие системы базировались на религии, но новое светское государство требовало светского обоснования своих законов.

Статья по теме

Секс нужен: исследователи считают половое размножение эффективнее бесполого

Работа Краффт-Эбинга ведет хронику сексуальных отклонений и показывает, что быстро растущий средний класс больше не мог считать отклонения от нормальной (гетеро) сексуальности грехом. И взамен изобрел понятие моральной деградации, одну из худших характеристик для человека. Деградация была к тому же процессом прямо противоположным социальному дарвинизму. Если секс ради размножения был непреложным условием для эволюции, отклонение от этой нормы было угрозой всей социальной структуре. К счастью, такая девиация могла быть остановлена, если ее вовремя заметить, считали эксперты. Сам Краффт-Эбинг выделял несколько стадий сексуального отклонения, первая из которых поддавалась «лечению».

Хотя с его работами были знакомы не только специалисты, первым, кто заговорил о научных подходах к сексуальности на публике, стал Зигмунд Фрейд. Сузить его теории до пары строк, конечно, нельзя, но главной заслугой Фрейда бесспорно является развитие психосексуальной теории, подразумевающей, что дети развивают свою сексуальность через сложно устроенные психологические связи с родителями.

Согласно Фрейду, гетеросексуалы были не рождены, а воспитаны такими. Как отмечает Джонатан Катц, гетеросексуальность для Фрейда была достижением тех, кто успешно прошел через все этапы взросления в детстве. И все же требуется недюжинное воображение, чтобы рассматривать такую теории в рамках «нормальности». Фрейд полагал, что путь к нормальной гетеросексуальности лежит через инцест – желание ребенка сексуальной связи с родителем противоположного пола и убийства родителя своего пола как соперника (либо брата/сестры). Эдипов комплекс довольно долго удовлетворял потребность в объяснении «нормального» поведения. Это ли не ирония судьбы в истории гетеросексуальности?

Даже сейчас теория Фрейда продолжает принимается обществом, которое с упорством продолжает загонять в рамки каждый аспект жизни. Так, работа Альфреда Кинси «Половое поведение самца человека» (1948) стала попыткой измерить сексуальной ориентацию мужчин по шкале от нуля (абсолютно гетеросексуальный) до шести (абсолютно гомосексуальный). По его наблюдениям большинство мужского населения «имело по крайней мере некоторый гомосексуальный опыт между подростничеством и пожилым возрастом». Хотя Кинси впервые отмечается континуум понятий гомо и гетеро, он все же делит сексуальность на два полярных полюса.

Что ждет гетеросексуальность

Эти полюса живы по сей день.

«Никто точно не знает, почему гетеросексуалы и гомосексуалы должны различаться», – писал Уэнделл Рикеттс, автор «Биологического исследования гомосексуальности» (1984). Кажется, лучший ответ кроется в тавтологии: «гетеросексуалы и гомосексуалы различаются, потому что их можно разделить на две группы на основании того, что их возможно разделить на эти две группы». На самом деле, это всего лишь грамматический конструкт, изобретенный совсем недавно для возможности говорить о сексе.

«Гетеросексуальность, – считает Катц, – вписана в дискурс, который считается вечным и вне времени». Но любой французский философ или ребенок с Lego скажет вам, что все, что может быть сконструировано, может быть точно так же деконструировано. Если гетеросексуальности не существовало в прошлом, она совсем не обязательно должна быть в будущем.

Автор исследования «Не гей» Джейн Уорд предложила подумать о том, могут ли люди культивировать свои сексуальные желания так, как мы можем культивировать вкус к еде. Все последние научные исследования подтверждают, что теория врожденной ориентации больше не релевантна. Ученые пока не уверены в точных причинах гомосексуальности, но никакого мифического «гомосексуального гена» не существует. Возможно, сексуальные желания, как и все прочие, меняются и сдвигаются в течение всей жизни. Если это так, то предположение Уорд о культивации сексуальных предпочтений вполне работает.

Тем не менее, остается вопрос: почему нам некомфортно от сознания того, что мы властны над своей сексуальностью и что понятия гетеро– и гомосексуальности вовсе не вечные истины?

Писатель и активный борец за права человека Джеймс Болдуин в одном из интервью сказал, что в его фантазиях о светлом будущем никому не придется называть себя геем – словом, которого Болдуин не переносил. Слово, по его мнению, отнимает у тебя право быть собой, право, которое никто не обязан доказывать.

Статья по теме

Сотовый кондом: как будут выглядеть презервативы будущего

Гетеросексуальность была необходимостью, так как людям нужно было осознать, кто они и почему такие, но с течением времени понятие превратилось в ярлык, ограничивающий миллионы способов понимания наших желаний, страхов и влюбленностей. Может быть, именно поэтому недавний опрос в Великобритании показал, что больше половины британцев в возрасте 18-24 лет не считают себя на «100% гетеросексуальными». И это не значит, что молодые люди бисексуальны или гомосексуальные. Они просто больше не нуждаются в этих характеристиках, как было с предыдущими поколениями в ХХ веке.

Дебаты о сексуальной ориентации фокусируются на довольно расплывчатом понятии природы. Поскольку разнополый секс присущ большинству видов для размножения, мы наделяем его особым высокоморальным статусом. Но «природа» не налагает на нас никаких моральных обязательств. Философ Дэвид Хьюм полагает, что воспринимать природу как инструкцию к тому, какой природа должна быть – значит, совершать логическую ошибку.

Зачем делить животное начало в человеке на природное и этическое? Множество из высоко ценимых человеком явлений, например, медицина или искусство, далеки от природных. В то же время, человек ненавидит множество естественных вещей, таких как болезни или смерть.

Сто лет назад общество придумал специальные термины для разнополого репродуктивного акта отчасти потому, что хотело поощрить его. Но сегодня существуют такие технологии как предимплантационная генетическая диагностика и экстракорпоральное оплодотворение. Более 5 миллионов детей были рождены с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Конечно, цифра небольшая в масштабах населения планеты, но ведь это только начало.

С социальной точки зрения гетеросексуальность тоже теряет свои позиции. Если какое-то время назад гомосексуальные отношения были причиной громких скандалов, то сейчас поп-культура перенасыщена историями несчастных отношений и распавшихся браков. Более того, Катц констатирует факт, что в 1960-80-х уровень разводов увеличился на 90%. Поэтому нельзя утверждать, что нестабильность отношений характерна только для гомосексуальных пар.

Граница между гетеросексуальностью и гомосексуальностью не только размыта, как утверждал Кинси, она – изобретение человека, устаревший миф. Женщины и мужчины продолжат заниматься сексом друг с другом, пока человечество не исчезнет. Но гетеросексуальность как социальный маркер, как образ жизни и как идентичность может исчезнуть задолго до этого.

Оригинал статьи

Фото: ichef.bbci.co.uk

Комментарии