Ученые поняли, где находятся инопланетяне. Но мы вряд ли их встретим в ближайшее время

Насколько известно, мы всегда были одни. Жили на этой бледно-голубой точке. Никто к нам так и не прилетел из соседних галактик, как мечтали об этом писатели-фантасты и простые жители нашей планеты. И все же Вселенная заполнена звездами, почти у всех этих звезд есть планеты, и некоторые из этих планет, возможно, пригодны для жизни. Так где же разумные формы жизни? Попытаемся пролить свет на эту тайну вместе с The Atlantic.

Парадокс Ферми

Итальянский физик Энрико Ферми был первым серьезным ученым, кто задумался над тем, почему мы еще не встретились с инопланетянами. Он сделал это в 1950 году и с тех пор ученые предложили множество решений для парадокса, названного его именем. Одно из самых известных решений предложил сам Карл Саган вместе с Уильямом Ньюманом. Они опубликовали возможное решение в газете в 1981 году, и оно гласило, что нам стоит просто подождать. Нас никто не посещал, потому что все слишком далеко; требуется время, чтобы развился вид, достаточно умный, чтобы изобрести межзвездные путешествия, и время, чтобы этот вид распространился по нескольким мирам.

Другие исследователи утверждают, что внеземная жизнь в очень редких случаях сможет освоить космические путешествия. Некоторые утверждают, что технически подкованные виды, когда они возникают, быстро самоуничтожаются. Третьи предполагают, что инопланетяне могли посещать Землю в прошлом или что они намеренно избегают нас, будучи достаточно умными, чтобы с подозрением относиться ко всем остальным. Возможно, самый пессимистичный ответ – статья 1975 года, в которой астрофизик Майкл Харт заявил, что единственная правдоподобная причина, по которой никто не посещал, – это то, что на самом деле мы одиноки во Вселенной.

Новое решение

Но теперь выходит статья, которая опровергает теории Сагана, Ньюмена, а также Харта, и предлагает новое решение парадокса Ферми, позволяющее избежать спекуляций об инопланетной психологии или антропологии. Исследование, которое находится на рассмотрении в Astrophysical Journal, предполагает, что перелет через всю галактику займет не так много времени, как предполагали Саган и Ньюман, потому что движения звезд участвуют в распределении жизни.

«Солнце было около центра Млечного пути 50 раз», – говорит Джонатан Кэрролл-Нелленбек, астроном из Университета Рочестера, который руководил исследованием. «Одни только звездные движения позволят вам распространить жизнь во временных масштабах, намного меньших, чем возраст галактики». Тем не менее, хотя галактику можно полностью заселить таким образом довольно быстро, факт нашего одиночества не обязательно парадоксален. Согласно моделированию, проведенному Кэрроллом-Нелленбаком и его коллегами, естественная изменчивость будет означать, что иногда галактики будут заселены, но чаще всего – нет.

Так где инопланетяне?

Харт и другие подсчитали, что один космический вид может заселить галактику в течение нескольких миллионов лет, а может быть, даже намного быстрее – за 650 000 лет. Отсутствие инопланетян, учитывая относительную легкость, с которой они должны распространяться, означает, что они не должны существовать, согласно Харту.

Саган и Ньюман утверждали, что это займет больше времени, отчасти потому, что долгоживущие цивилизации, вероятно, будут расти медленнее. Быстрорастущие, хищные общества могут исчезнуть раньше, чем заселят все звезды. Так что, может быть, было много недолговечных, быстрорастущих обществ, которые исчезают, или несколько долгоживущих, медленно расширяющихся обществ, которые просто еще не образовались. Но автор нового исследования не согласен ни с одним из решений.

В своей новой работе Кэрролл-Нелленбек вместе с соавторами пытался исследовать парадокс, не делая непроверенных предположений. Он смоделировал распространение «фронта поселения» по всей галактике и обнаружил, что его скорость будет сильно зависеть от движений звезд, которые в предыдущих работах рассматривались как статические объекты. Фронт поселения мог пересечь всю галактику только за счет движения звезд, независимо от мощности двигательных систем.

Но тот факт, что мы не видим межзвездных посетителей – то, что Харт назвал «Фактом А» – не означает, что их не существует. Хотя некоторые цивилизации могут расширяться и становиться межзвездными, не все они вечны. Кроме того, не до каждой звезды могут долететь корабли и не каждая планета пригодна для жизни. Есть также то, что называют «эффектом Авроры» по роману Ким Стэнли Робинсона «Аврора», в котором поселенцы прибывают на обитаемую планету, где они, тем не менее, не могут выжить.

Когда Кэрролл-Нелленбэк и его соавторы включили эти препятствия расселению в свою модель и провели много симуляций с различными плотностями звезд, скоростями космических кораблей и другими вариациями, они нашли золотую середину между тихой, пустой галактикой и другой, которая кишит жизнью. Возможно, что Млечный Путь – из тихих мест, или в основном является таким. Возможно, разумные виды посещали нас в прошлом, но мы не помним об этом, а они вымерли. Солнечная система вполне может быть одной из многих живых миров, представители которых просто не могут встретиться друг с другом.

Читайте еще: Где искать инопланетян? Новая версия ученых вас удивит