Проклятие знания: почему умничать бесполезно

Представьте, что вы специалист и объясняете другу, что такое нейропластичность или определение митохондриальной ДНК. Казалось бы, все просто: в яйцеклетке, как и во многих клетках организма, есть митохондрии, маленькие «энергетические станции», которые упаковывают энергию питательных веществ в своеобразный аккумулятор – молекулу АТФ, и эти самые митохондрии содержат собственный набор генов. Но, похоже, ваш друг все равно не понимает. Не спешите подносить ладонь к лицу: просто вы страдаете от «проклятия знания». Что это такое, объясняет «Футурист».

Невоспроизводимый майонез

Вы знаете то, чего не знает другой и вы забыли, каково это – не иметь этих знаний. Это усложняет взаимопонимание и затрудняет процесс объяснения. Такая, казалось бы, простая закономерность входит в число когнитивных искажений и называется проклятием знаний. Этот термин предложил психолог Робин Хогарт, а подробно описали его экономисты Колин Камерер, Джордж Левенштейн и Мартин Вебер. Ученые опровергли распространенную точку зрения, что более информированные экономические агенты могут точно предугадывать действия менее информированных.

Когда американская компания Clorox приобрела права на соус Hidden Valley Ranch Dressing (это смесь из майонеза, обезжиренных сливок, чеснока, специй и зелени), она потратила десятилетие, чтобы сделать его вкус неотличимым от оригинала. Лабораторной команде казалось, что их разработка не такая вкусная, как оригинал. В конце-концов эксперты сдались и выпустили наиболее утонченный вариант. К их удивлению, продукт стал хитом. Представителям Clorox не приходило в голову, что оригинал практически никто не пробовал.

Знание на кончиках пальцев

Проклятие знания хорошо иллюстрирует следующий психологический эксперимент. Попробуйте настучать пальцами по столу популярную мелодию и попросите собеседника угадать ее. Скорее всего, он ошибется. Такой эксперимент впервые провела выпускница Стэнфордского университета Элизабет Ньютон в 1990 году. Половина «барабанщиков» была уверена, что распознать песню несложно, но результаты оказались поразительными: только 2,5% слушателей угадали мелодию. Проклятие знания проявляется в том, что «барабанщики» знали, какие именно мелодии они выстукивали, и были уверены, что другая группа отлично справится с угадыванием. Но другие участники слышали лишь аритмичные звуки.

Если мы экстраполируем эти результаты на коммуникацию в целом, это означает, что мы думаем, что люди понимают нас намного чаще, чем на самом деле. Просто потому, что мы понимаем, чего мы хотим от других. Преподаватели в университете часто возмущаются: насколько непонятливыми стали студенты. А научные журналисты ломают головы, как объяснить аудитории сложный термин так, чтобы ни у кого не возникло вопросов.

Не гонитесь за авторитетом

По этой причине порой бесполезно просить совета у более опытного человека: это все равно, что семикласснику попросить Льва Ландау помочь с домашкой по физике. Конечно, заманчиво получить инструкцию «как разбогатеть» от Билла Гейтса или Илона Маска. Однако вряд ли они помогут вам больше, чем престарелый профессор экономики из вашего университета или взнакомый стартапер. Кумиры слишком высоко поднялись по лестнице успеха и вряд ли помнят себя в далекой юности. Скорее всего, они будут подразумевать, что вы уже знаете, как начать бизнес, написать бизнес-план и другие элементарные для них вещи.

Все это не означает, что вы можете халтурить на работе и учебе: все равно, мол, никто не заметит. Однако для того, кто излишне беспокоится о том, как он и плоды его труда выглядят со стороны, не лишним будет вспомнить о проклятии познания. Или, на худой конец, о расхожей фразе «Будь проще и люди к тебе потянутся».

Фото: dailymail.co.uk, giphy.com, pixabay.com, ew.com

Комментарии