«Время первых». Рецензия «Футуриста»

6 апреля в российский прокат вышел фильм режиссера Дмитрия Киселева «Время первых». Картину неуместно сравнивают с «Гравитацией». Мировым откровением это кино сложно назвать, но фильм вряд ли попадет в гневный обзор BadComedian'a. «Футурист» объясняет, почему «Время первых» все же стоит оценить и похвалить.

В 1960-е годы в разгар холодной войны Советскому союзу важно доказать всему миру, что они первыми осваивают космическое пространство. Два летчика – Алексей Леонов (Евгений Миронов) и Павел Беляев (Константин Хабенский) готовятся вылететь на орбиту и совершить первый выход космонавта в открытый космос. Главный инженер-конструктор Сергей Королев (Владимир Ильин) всеми силами пытается защитить своих космонавтов от Советской власти, для которой победа в космической гонке важнее человеческой жизни.

В российских медиа стало общим местом сравнение «Времени первых» с «Гравитацией» Альфонсо Куарона, однако оно здесь не совсем уместное – если фильм Куарона был, в первую очередь, о возвращении домой и перерождении человека, то фильм Дмитрия Киселева – о том, как попасть в космос и совершить героический подвиг. Зачем был нужен этот подвиг – это уже другая история.

Сергей Королев доносит до зрителя мысль, что советский народ привык работать в кандалах, а без них он разбился бы, и фильм прямо следует этой схеме. На протяжении первой половины фильма, когда космонавты готовятся выйти в космос, их все время давит советская система – то сроки выхода в космос перенесут, то медкомиссия решит, что один из летчиков не подходит. Именно борьба с системой и придает летчикам тот азарт, который необходим для того, чтобы совершать подвиги.

Статья по теме

История, давай, до свидания: нужно ли нам достоверное историческое кино

И герои их совершают, да так, что зритель невольно заерзает в кресле. Задав фильму жанр экшн, авторы неуклонно ему следуют, и им удается то важное, без чего эта история не заработала бы – фильм держит в напряжении. С каждой новой проблемой, с которой сталкиваются главные герои, дыхание перехватывает все чаще – то люк не закроется, то в корпусе обнаружится трещина, то откажет система автоматической посадки – каждый раз космонавты вынуждены проявлять чудеса смекалки и храбрости, чтобы выжить в новых условиях. Вообще вся вторая половина фильма, с тех пор, как Леонов оказался в космосе и раздулся от давления, это чуть ли не триллер. Причем настолько достоверный, насколько это возможно.

Фильм заставляет поверить, в меру своих сил, в то, что в реальной ситуации герои действовали бы точно так же. Отстыковка шлюза, разгерметизация корабля – космические термины сыплются с такой скоростью, что едва успеваешь следить за движениями космонавтов. А то, с какой любовью авторы показывают “Восход-2”, с его многочисленными панелями и аппаратурой, достойно восхищения. В этом смысле фильм, если уж сравнивать его с зарубежными аналогами, вполне равен «Гравитации».

Тем не менее, если говорить о коммерческом потенциале российского фильма на зарубежных рынках, то у картины его нет. Голливуд, хотя и снимает истории про американцев, тем не менее, всегда ставит в центр угла универсальные ценности и тем завоевывает популярность во всем мире. Трудно сказать, кого может сегодня заинтересовать история о подвигах советских космонавтов и инженеров-конструкторов, сумевших побороть Советскую систему, кроме как людей на пост-советском пространстве.

А зря, потому что “Время первых” – нестандартная попытка создать отечественный блокбастер на космическую тему. Да, фильм не освобожден от удручающего пафоса, особенно в последние минуты фильма, но такой же пафос можно встретить в каждом голливудском фильме с хэппи-эндом. Да, российский космос – это не визионерские зарисовки Кристофера Нолана, и не темное, внушающее страх место, как в “Гравитации”. Несмотря на это, спецэффекты во “Времени первых” нельзя назвать заурядными, а сам фильм – пародией на голливудские аналоги. Крутейший актерский состав выжимает из себя все силы, чтобы в итоге получилась достоверная история, и, несмотря на некоторые огрехи, им это удается.

Если говорить о коммерческом потенциале российского фильма на зарубежных рынках, то у картины его нет

Российское кино не всегда может завоевать сердце российского зрителя (провал в прокате “Дуэлянта” тому подтверждение), однако оно старается, и нынешняя попытка сделать качественный фильм про космос – предложение российскому кино сказать что-то новое. Новое для нас, но не для мирового кинематографа. Мы, конечно, не первые сделали фильм про космос, и, хочется верить, в будущем российские авторы учтут ошибки “Времени первых” и постараются сделать более актуальное кино.

Комментарии