Почти оксюморон. Как классическая литература подчиняется законам математики?

Математики решили проверить самые популярные книги мировой литературы на закономерности и выявили некоторые арифметические правила, влияющие на восприятие того или иного произведения. Как же это работает? Разбирался «Футурист».

Книги

Хорошая книга вызывает у читателя массу эмоций. Однако оказалось, что почти все романы и пьесы могут породить только одно из шести целостных эмоциональных переживаний: от так называемого “из грязи в князи” до “возвышения и крушения надежд”. Исследователи из Университета Вермонта создали диаграммы, демонстрирующие уровень счастья и печали в 1300 проанализированных художественных произведениях. Благодаря построенным ими графикам эмоциональных дуг можно заметить, что ученые выявили совсем не много вариаций.

А исследователи Польского Института ядерной физики обнаружили, что, в зависимости от длины предложений в книге, формируются различные паттерны в виде фрактальных узоров – набора объектов, повторяющих самих себя в больших или малых масштабах. Причем маленькие сегменты составляют большие, а те, в свою очередь, формируют еще бОльшие, в графическом представлении напоминающие пальмовую ветвь.

Зачем нужны подобные исследования? Математик из Вермонта Эндрю Рейган отмечает, что “тонны данных”, полученных из проекта “Геном человека”, рассказали нам “о многом, чего мы раньше не знали. Так что, возможно, и эта информация будет полезна и поведает много нового о литературе”.

Эмоциональные дуги

Около 85 процентов из 1 327 книг художественной литературы из оцифрованной коллекции проекта “Гутенберг” формируют одну из 6 эмоциональных дуг (“темных кривых”). Таким образом, мы получаем график, строящийся в зависимости от количества слов, выражающих положительные или отрицательные эмоции на протяжении всей книги (“зазубренные участки”). Все проанализированные книги написаны на английском языке, объем – менее 100 000 слов.

Книги на графике: “Зимняя сказка” и “Ромео и Джульетта” У. Шекспир, “Дети мороза” Дж. Лондон, “Тайна поспешной стрелы” А. К. Грин, “Крылья теней” Л. Хирн, “Злой гость” Ш. Ле Фаню. Названия графиков: Из грязи в князи (Подъем), Трагедия (Падение), Человек в яме (Падение, подъем), Золушка (Подъем, падение, подъем), Икар (Падение, подъем), Эдип (Падение, подъем, падение)

Фрактальная структура предложений

Порядок и длина предложений в 113 знаменитых литературных произведениях, написанных на разных языках, почти всегда формируют фрактальные узоры. Поток сознания в таких книгах, как “Поминки по Финнегану” Джеймса Джойса, представляет собой график с изобилием повторов. А повторы узоров в более традиционных произведениях (например, в “Волнах” Вирджинии Вульф) выражены не так явно. Впрочем, обе диаграммы все равно в той или иной степени фрактальны.

Пересечения

По запросу издания “Scientific American”, ученые из Вермонта проанализировали две вышеупомянутые книги и обнаружили, что обе они подходят к одному из шести графиков эмоциональных дуг. Но обязательно ли такие книги совпадают по форме фрактального узора – пока неизвестно.

Книги на графике: “Поминки по Финнегану” Дж. Джойс, “Волны” В. Вульф

Оригинал статьи

Фото: www.flickr.com

Комментарии