Клоунофобия: почему красный нос вызывает страх
Мания «зловещих клоунов» дошла до Великобритании. Неизвестные злоумышленники в клоунских костюмах выскакивают перед прохожими и размахивают ножами. Все это похоже на флешмоб или выходки пранкеров, но последствия у розыгрышей нешуточные. Имиджу профессии нанесен большой ущерб. Дошло до того, что сеть фастфудов Макдональдс сократила число выступлений своего символа, Рональда Макдональда. Нейроученый Дин Бернет, автор книги «Мозг-идиот», написал для газеты Guardian статью, в которой задался вопросом: что такого есть в клоунах, что они вызывают ужас?
В этом году было достаточно зловещих героев заголовков, но клоуны, заманивающие в лес, дадут фору даже комару, разносящему вирус Зика, и Дональду Трампу. Пока что нет сообщений о пострадавших (хотя одна британка родила раньше срока, увидев клоуна с бензопилой). Однако десятки людей обратились в полицию и пожаловались на людей в красочных костюмах и с красными носами, пугающих посреди бела дня. Клоуны способны вызывать настоящий ужас. Но почему?
В теории, клоунада — это весело. Артисты легкого жанра должны вызывать взрывы хохота, а не крики ужаса. Большие улыбки на лицах, неожиданные падения, трюки вроде струи воды из цветка в петлице, яркие костюмы — ни одна из этих вещей сама по себе не ассоциируется со страхом. Однако, когда все это соединяется в образе клоуна, зачастую реакция бывает противоположной. Есть даже неформальный термин для боязни клоунов — «коулрофобия» (за основу взято греческое слово, обозначающее ходули, за неимением более подходящего названия — клоунов при Сократе еще не было). Хотя официально эта разновидность фобии психиатрами не признана, скоро ситуация может измениться.
Основная причина заключается в том, что клоуны — это люди с сильно искаженными лицами. Согласно гипотезе «зловещей долины», любая сущность (робот, кукла, зомби), которая выглядит и действует примерно, но не точно как человек, вызывает отторжение. Термин введен японским ученым Масахиро Мори. Его интересовала эмоциональная реакция людей на внешний вид роботов. Он провел серию тестов и составил показательный график.
Чем правдоподобнее воссоздан человеческий облик, тем он кажется симпатичнее — но только до определенного предела. После примерно 75-процентного барьера кривая резко обрывается: слишком реалистичные роботы вызывают чувство дискомфорта из-за мелких несоответствий. В случае с анимированными изображениями или движущимися роботами эффект еще более заметен. Этот странный спад на графике и получил название «зловещая долина». (На рисунке также отмечены реакции на чучело, куклу, труп, руку-протез и актера в образе зомби.)
Этот эффект хорошо иллюстрируют фильмы, снятые с применением технологии «захвата движения», такие как работы Роберта Земекиса «Беовульф» и «Полярный экспресс», а также мультфильмы, пытающиеся выглядеть сверхреалистично, как «Последняя фантазия» 2001 года. Вроде бы подобие с людьми высокое, но маленькие неточности в движении глаз, неестественная кожа и другие несуразности вызывают странное отталкивающее ощущение.
Компьютерная Анджелина Джоли в «Беовульфе« Роберта Земекиса
Причины такой инстинктивной реакции до конца неясны. Одна из теорий гласит, что человекоподобные объекты напоминают нам о смерти: труп похож на живого человека, но «ведет себя» неправильно. Реакция направлена на то, чтобы не взаимодействовать с трупом и не подхватить от него болезнетворные микробы. Есть и другие догадки. В 2009 году нейролог из Принстона Азиф Газанфар обнаружил, что эффект «зловещей долины» встречается и у приматов: взаимодействуя с анимированным аватаром обезьяны, макаки меньше смотрели на него, чем на своих сородичей, и избегали слишком долгого контакта с симуляцией.
Ученые предположили, что «зловещая долина» объясняется эволюционной психологией: если член стаи похож на тебя, но ведет себя странно, он может быть тяжело болен, и поэтому лучше избегать общения с ним. Газанфар и его коллеги также показали, что макаки довольно быстро привыкают к аватару, если находятся с ним какое-то время. Точно так же люди могут подавить дискомфорт — например, геймеры не обращают внимания на изъяны во внешнем виде персонажей игр.
Эффект «зловещей долины» универсален. Существует даже теория «зловещей стены«, согласно которой нам никогда не удастся сделать роботов достаточно реалистичными, чтобы их вид не вызывал негативного отклика, так как наша восприимчивость будет расти вместе с возможностями робототехники.
Именно в «зловещую долину» мы попадаем при виде клоунов. Клоунский грим — это гротескное человеческое лицо: огромная улыбка, яркие цвета, увеличенные глаза. Все это способствует узнаванию и одновременно подсознательному отторжению. Впечатление усиливается, если нарисованное выражение лица не соответствует реальному. Хмурый клоун с нарисованной улыбкой — это противоречивые раздражители, с которыми мозг справляется не слишком хорошо, о чем свидетельствуют обманы зрения. Это усиливает дискомфорт.
Дело не только в лице, но и в языке тела. В 2012 году «Сайентифик Американ» писал о том, что наш мозг на подсознательном уровне извлекает довольно много информации даже из походки другого человека, не говоря о жестикуляции. Движения клоуна максимально неестественны и на каждом шагу обманывают наш перцептивный механизм. Все это еще не является гарантией отрицательной реакции, но уже представляет собой озадачивающий набор стимулов.
Когда взрослый человек посещает цирк, он, в целом, знает, чего ожидать. Укротители укрощают, жонглеры жонглируют. Но клоуны — довольно непредсказуемый народ. По сути, смысл их выступлений в том, чтобы вести себя ненормально, нарушать ожидания. Непредсказуемый опыт способен вызывать глубокие психические переживания и даже приводить к навязчивым воспоминаниям. Пьяные в общественном транспорте, бездомный, который кричит на улице, — мы стараемся обходить и игнорировать таких людей, потому что чувствуем исходящую от них угрозу. Они не соответствуют социальным нормам и могут повести себя непредсказуемо.
Добавим в копилку тот факт, что клоуны вступают с нами в социальные отношения. Они высмеивают зрители, а это один из самых надежных способов вызвать социальную тревожность. Психологи хорошо знают, что тревожность проявляется даже в повседневных ситуациях, например, при знакомстве или при оплате счетов. Мы очень боимся стать объектом осуждения или осмеяния. Отсюда страх оказаться в первом ряду во время выступления стэндап-комика. И это притом, что юморист выглядит как обычный человек. Быть высмеянным полноразмерной куклой с неестественно разукрашенным лицом — потенциально гораздо более травмирующий опыт.
Теперь о главном: детские страхи. Многие из нас в детстве боялись клоунов. Когда аниматор в ярком костюме и гриме приходит на день рождения, присутствуют все перечисленные факторы, но добавляется еще один: у ребенка нет концептуальных навыков, чтобы объяснить происходящее. Взрослый, увидев клоуна, может подумать: «Ну и жуть, чего он расхаживает в этом дурацком костюме?» Ребенок может только подумать: «ЧТОЭТОТАКОЕЧТОЭТОТАКОЕАААААА!!!!!»
Многие фобии, как известно, становятся следствием событий, пережитых в раннем детстве. Кроме того, есть свидетельства, что некоторые страхи передаются по наследству. Поэтому неудивительно, что клоунофобия до сих пор существует, хотя мы не так уж часто встречаем клоунов в повседневной жизни.
Наконец, от персональной и генетической памяти мы можем перейти к культурной. Зловещий клоун, клоун-убийца — это устойчивый стереотип, который стал особенно популярен благодаря Джокеру из историй о Бэтмене и роману Стивена Кинга «Оно». Такие произведения, во многом, вдохновляют необоснованный страх клоунов. Похоже, эволюция просто не дала нам инструментов для того, чтобы рационально воспринимать соратников Марселя Марсо и Славы Полунина.
Комментарии