Элемент лотереи: за что могут дать «Просветителя»

Шорт-лист премии Дмитрия Зимина «Просветитель» в области научно-популярной литературы объявлен – осталось ждать, когда назовут имена победителей. Вокруг этого списка в жюри разгорелась серьезная борьба: на конкурсе было представлено множество научно-популярных книг. «Футурист» рассказал, как отбирались финалисты.

Элемент лотереи: за что могут дать

У шорт-листа «Просветителя» есть грустное, но неотъемлемое свойство: он действительно краток. Члены жюри сожалели, что за его рамками осталось много замечательных книг, а участники конкурса и посетители церемонии называли премию «жестким соревнованием» и выражали некоторое разочарование в связи с результатами: им хотелось бы, чтобы произведения, прошедшие в финал, были более научными.

«У меня с самого начала была некоторая горечь от того, что в премии есть элемент лотереи, который оставляет за пределами короткого списка прекрасные книги. За некоторые я дрался, но безуспешно,» – признался основатель премии и бессменный член жюри с правом совещательного голоса Дмитрий Зимин.

В короткий список вошли 8 книг. Их распределили по двум основным номинациям: гуманитарная и естественно-научная. Как отметил один из членов жюри, поэт и математик Евгений Бунимович, раньше среди участников был сильный «перекос» в сторону естественных наук, однако сейчас уровень гуманитарных публикаций существенно вырос. Именно поэтому организаторы конкурса приняли решение разделить шорт-лист на две категории.

Приводим краткие рецензии на книги шорт-листа от членов жюри.

  • Книгу Александра Аузана «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь» назвали отличным пособием по улучшению уровня жизни людей – причем не только в России, но и во всем мире. Строго говоря, сам экономист эту книгу не писал: за него это сделали его знакомые журналисты, которые использовали записи его разговоров об экономике.
  • «Что такое Африка» Кирилла Бабаева и Александры Архангельской – эффектная и веселая книга, которая опровергает знаменитое «Не ходите, дети, в Африку гулять!», но призывает быть осторожнее с чужой культурой.
  • «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» Сергея Кавторадзе учит, как завещал Гоголь, «читать пространство как книгу».
  • «Мужчина и Женщина: тело, мода, культура. СССР – Оттепель» Натальи Лебиной – книга для семейного чтения, которая позволит детям лучше понять своих родителей.
  • «Песни драконов. Любовь и приключения в мире крокодилов и прочих динозавровых родственников» Владимира Динца назвали научпопом во всех смыслах. Как пояснил Евгений Бунимович, мало кому придет читать в голову книгу про крокодилов, но автор этой книги написал об этих рептилиях так, что многим захочется дочитать ее до конца – и вместе с крокодилами узнать больше о личной жизни самого автора.
  • Книга Бориса Жукова «Введение в поведение» отличается от предыдущей книги в том смысле, что тема поведения – одна из наиболее популярных в среде любителей научпопа.
  • «Физику глазами физика» Моисея Каганова раскритиковали за двухтомное издание, но похвалили за идею. Это сборник статей Моисея Каганова, которые когда-то печатались в журнале «Квант» и были популярны среди советских школьников и абитуриентов.
  • Книга Александра Панчина «Сумма биотехнологии» вызвала полемику среди членов жюри и вошла в шорт-лист премии именно по этой причине. В жюри отметили, что она является настоящим научпопом – не для жюри и не для знатоков естественных наук, а для тех, кто вообще редко открывает книги – и подробно раскрывает тему лженауки и заблуждений о ГМО.

В конкурсе участвовали научно-популярные произведения на русском языке. Научные монографии, школьные и вузовские учебники и пособия, журналы, а также биографии и мемуары не могли участвовать в конкурсе. В прошлом году, по словам сопредседателя Оргкомитета премии Александра Архангельского, в потоке книг, заявленных на премию, попадалось множество достойных произведений, которые не подходили по формату. Для таких книг организаторы придумывали специальные номинации: в 2015 году отдельно награждались биографии и книги по краеведению. В этом году также есть особая номинация – «Просветитель просветителей». Ее присудили литературоведу Андрею Зорину, автору книги «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века». Как отметили в жюри, он воспитал целое поколение просветителей.

Как признался литературовед Роман Тименчик, при отборе книг приходилось искать «микроскопические» недостатки, чтобы определить бесспорных кандидатов в лауреаты премии. Кроме того, зачастую баллы снимались за качество издания, а не за качество авторского текста. Хорошие иллюстрации были большим преимуществом: к примеру, книгу Натальи Зазулиной «Миссия Великого Князя» Дмитрий Зимин назвал красочным изданием, которое можно читать с любой страницы. Впрочем, в короткий список номинантов эта книга не вошла. Также учитывалась целевая аудитория книг: в жюри заявили, что при определении номинантов книги, рассчитанные на детей, тяжело сравнивать с произведениями для взрослых. Поэтому «Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию» Владимира Антонца тоже не вошла в список финалистов.

Из книг, не вошедших в шорт-лист, также были отмечены «Последний космический шанс» Антона Первушина и «Мир мог быть другим: Уильям Буллит в попытках изменить XX век» Александра Эткинда.

Дмитрий Зимин советует прочитать все книги из длинного списка.


С 10 по 13 ноября пройдет фестиваль премии «Просветитель», в котором примут участие писатели из обоих списков – как короткого, так и длинного. Лауреатов премии объявят 16 ноября.

Фото: futurist.ru

Комментарии