Вторая сексуальная революция и заморозка половых клеток
Грядет вторая сексуальная революция: чтобы завести детей, больше не нужно заниматься сексом. Это имеет важное значение для современных семей. Жители мегаполисов могут не бояться поздних родов. Все, что им нужно, — это заранее заморозить собственные половые клетки. Именно это предлагает социальный предприниматель Мартин Варсавски. Он задался целью изменить наши представления о продолжении рода, а в будущем даже предотвратить эпидемию бесплодия. Статью о новой технологии опубликовал портал «Singularity Hub».
Помните уроки полового воспитания в школах? Приходит психолог и под сдавленные смешки рассказывает, откуда берутся дети. Смысл урока был в том, что лучший способ сделать ребенка, — это влюбиться, жениться и заняться сексом. Так разбивались наши детские представления об аистах и капусте, и мы более-менее усваивали, как происходит продолжение рода.
Мартин Варсавски, миллионер родом из Аргентины, социальный предприниматель и отец шестерых детей
Что ж, пришло время для курсов повышения квалификации. Благодаря предпринимателю Мартину Варсавски все, что мы знаем о деторождении, скоро разлетится вдребезги. Варсавски, бизнесмен со стажем, представил новый стартап Prelude Fertility. Недавно он выступил на Глобальном саммите Университета сингулярности и сообщил, что его компания, занимающаяся умным планированием семьи, запустит вторую сексуальную революцию.
Первая революция
Первая сексуальная революция началась в мае 1960 года, когда американское Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило использование оральных контрацептивов и сделало их доступными широкой публике. У людей внезапно появился надежный и доступный способ избежать нежелательной беременности. К 1965 году почти 6,5% женщин в США принимали таблетки от беременности. Так началась эпоха контроля за рождаемостью: оказалось, что секс не обязательно влечет за собой продолжения рода.
По словам Варсавски, вторая сексуальная революция — это следующий закономерный шаг: теперь продолжение рода не обязательно требует секса. Секс перестанет быть лучшим способом для того, чтобы заводить детей.
Первые таблетки от беременности
Решая завести детей, семейные пары всегда надеются, что ребенок будет здоров, что он сможет вести полноценную жизнь. Также они надеются зачать без особых усилий. По данным Варсавски, в 2016 году семь миллионов американцев пытались и будут пытаться зачать ребенка в ходе полового акта, но успеха добьются только пять миллионов. Примерно 20% пар ждет выкидыш. Остается четыре миллиона детей. 200,000 из них родятся с врожденными проблемами со здоровьем, которые можно предотвратить генетическими манипуляциями.
Эпидемия бесплодия
В скором будущем нас ждет эпидемия бесплодия. К 2025 году население Земли достигнет восьми миллиардов, к 2050 — девяти, но затем кривая может изменить направление. Суммарный коэффициент рождаемости в мире за последние полвека сократился примерно вдвое, с 4,95 рождений на женщину до 2,56, в развитых странах — до 1,57. Чтобы население оставалось на одном уровне, жительницам развитых стран необходимо иметь примерно 2,1 ребенка. И хотя такие факторы, как иммиграция и увеличение средней продолжительности жизни вносят свои коррективы, эксперты предсказывают, что в США уже при показателе 1,9 фертильность окажется ниже уровня, необходимого для того, чтобы рождаемость компенсировала смертность.
Суммарный коэффициент рождаемости в 1950-2050 годах (синий — общемировой уровень, желтый — Африка, красный — развитые страны, зеленый — Азия, бордовый — Латинская Америка)
Даже те, кто хочет ребенка, сталкиваются с трудностями. Данные Варсавски свидетельствуют, что в среднем американки до 30 лет хотят завести 2,7 детей, однако 70% из них и к 40 годам не достигают этой цели. Любой, кто сталкивался с бесплодием или помогал друзьям бороться с ним, знает, насколько это может быть психологически тяжело. Страдают не только сами мужчины и женщины, но и их отношения.
Есть ли выход?
Итак, может ли быть другой способ заводить детей? Наши тела готовы к продолжению рода примерно к 18 годам. Половое созревание не сильно изменилось за последнюю тысячу лет. Однако, в отличие от наших предков, тело сегодняшнего человека не синхронизировано с его жизнью. Женщины предпочитают сначала сделать карьеру, а потом ребенка. Люди позже женятся и выходят замуж. В 1960 среднему жениху в США было 23, невесте — 20; по данным на 2011 год американцы, как правило, женятся в 29 лет, американки выходят замуж в 26. Часто молодые супружеские пары хотят какое-то время пожить без детей. И главное, средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла и достигла исторического максимума.
Мартин Варсавски рассказывает о новой методике на конференции Sime MIA 2016
Из-за того, что семейные пары откладывают беременность, возникла целая индустрия ЭКО, экстракорпорального оплодотворения. Однако около 30% семей, обращающихся к дорогостоящей услуге, так и не добиваются успеха. Варсавски задался целью восполнить этот пробел. Он разработал методику, которая позволяет заводить детей в более позднем возрасте. Состоит она из четырех этапов.
1. Сохранение фертильности. Женские яйцеклетки и мужские сперматозоиды берутся у людей до 35 лет и замораживаются. Вопреки распространенному мнению, важно сохранять не только женские половые клетки, но и мужские: у мужчин старше 40 риск появления детей с психическими отклонениями повышается на 75%.
2. Создание эмбриона. Когда пара готова, их яйцеклетки и сперматозоиды размораживаются и соединяются вне материнского тела.
3. Генетический скрининг. Прежде чем имплантировать эмбрионы, их подвергают тщательному обследованию на предмет наличия отклонений.
4. Перенос эмбриона. Выбирается самый здоровый эмбрион и помещается в матку матери.
«Дизайнерские дети» и этические вопросы
Звучит ли это, как сюжет фильма «Гаттака», где по городу бродят генетически сконструированные граждане? Варсавски настаивает, что метод его компании Prelude Fertility — это никакая не евгеника. Он не обещает родителям фотомоделей или вундеркиндов, а только помогает избежать врожденных проблем со здоровьем. Серьезные генетические изъяны можно устранить, не затрагивая другие характеристики младенца.
Но можно ли провести черту между выбором здоровых эмбрионов и «дизайном младенцев», генной инженерией потомства? Что если родители захотят выбрать, будет ли их ребенок экстравертом или интровертом? Повлиять на его интеллект? Ляжет ли в этом случае на их плечи ответственность за успехи или неудачи в его жизни?
Варсавски считает, что эти вопросы гораздо менее насущны, чем проблема поздней беременности. Если женщина после 40 хочет завести ребенка, а ее тело думает по-другому, технология придет ей на помощь.
Современная клиника по лечению бесплодия, включающая банк спермы
Есть ли альтернатива?
Вторая сексуальная революция, в результате которой секс и продолжение рода перестанут быть связаны друг с другом, может оказаться очередным неудачным прогнозом. Однако растущая популярность ЭКО и других подобных методик показывает, что человечество уже двигается в этом направлении. Если у продолжения рода вообще есть будущее, то оно заключается в дальнейшем развитии репродуктивных технологий.
Фактически, нам нужно синхронизировать древнюю биологию и современный образ жизни. Ведь мы не можем регрессировать и начать жить, как наши прадедушки и прабабушки: жениться в 20 и заводить детей в 25? Если нет, значит, необходимо совмещать технологию и биологию.
Современные таблетки от беременности
Послесловие «Футуриста»: в комментариях к статье читатели отмечают, что в методе Варсавски нет ничего принципиально нового. Это, скорее, «сексуальная эволюция», а не революция. Банки спермы процветают уже много лет. Также и клиники, где помогают пациентам с бесплодием, — это большая индустрия. Другое дело, что современные технологии генетической редактуры открывают новые возможности. Скоро скрининг смогут себе позволить и не самые богатые земляне. Кроме того, есть множество проблем с пунктом 4 плана Варсавски: нет никаких гарантий, что эмбриона удастся с легкостью поместить в матку женщины после 35 и что его развитие пойдет по плану. Наконец, культурные вопросы здесь важнее и сложнее технологических. Громкие заявления предпринимателей, подобных Мартину Варсавски, оставляют в тени социальные последствия таких технологий, как заморозка половых клеток.
Комментарии