Уильям Ранкин: «Школьные классы не нужны»

Бывший специалист Apple по образованию Уильям Ранкин приехал в Россию, чтобы выступить на международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch, которая состоялась в НИТУ «МИСиС» в Москве. В перерыве он пообщался с журналистами. Смогут ли онлайн-курсы заменить преподавателей, почему гаджеты не перевернут образование и зачем водить весь класс в лес — в материале «Футуриста».

Уильям Ранкин:

— Многие сомневаются в том, что высокие технологии способны изменить образование к лучшему. Есть мнение, что от гаджетов глупеют.

— Не глупеют, а используют информацию по-другому. Когда появляется новая технология, это не означает, что она совершит революцию в образовании. На самом деле, необходимо менять всю систему. Люди пытаются использовать достижения науки и техники, не пересматривая существующие практики — и это основная проблема. Поэтому многие инициативы проваливаются. Почему-то многие инноваторы думают: достаточно раздать студентам ноутбуки или планшеты, и все коренным образом поменяется. На практике это не срабатывает, и многие уверяются в том, что технологии не способны сделать мир лучше. Но проблема не в технологиях, а в том, как их используют. Допустим, у меня есть молоток, и я смогу с его помощью создавать шедевры — но лишь в том случае, если я знаю, как с ним обращаться. Необходимо помнить, что современные технологии — это всего лишь инструмент в руках учителя.

— Но консервативные учителя часто сопротивляются внедрению высоких технологий. Как в таком случае их убедить?

— Конечно, всегда найдутся преподаватели, которые привыкли быть единственным источником информации. А детям скучно. Мне часто рассказывают истории об учителях, которые категорически заявляют «Никаких телефонов в классе!» и пытаются привлечь внимание учеников к своему рассказу, заставляя их убрать гаджеты. Да это просто сумасшествие! В 2009 году в Великобритании опрашивали шестиклассников. Выяснилось, что 65% опрошенных школьников использовали мобильные устройства на уроках, несмотря на запрет. Две трети школьников пользовались телефонами нелегально! Значит, это им нужно. Гаджеты — неотъемлемая часть нашей жизни. И если школы не примут эти перемены, то они просто не будут соответствовать действительности.

Я работал с такими преподавателями, и я знаю, как тяжело уговорить их попробовать что-то новое. Наш мир стремительно меняется. И учителя противостоят прогрессу просто потому, что они оказываются в роли учеников. Им сложно это принять. Но если учителя поймут, что учиться вместе с детьми — это удовольствие, им будет намного легче. Иногда студенты и школьники рассказывают своим преподавателям удивительные вещи, которых они не узнали за много лет работы. Нужно просто научиться использовать эту ситуацию.

— И как вы предлагаете ее использовать?

Мы платим огромные деньги на содержание университетских библиотек и аудиторий. А ведь большинство этих помещений пустует! В университете, в котором я работал до перехода в Apple, мы провели небольшой эксперимент. Мы отправились в лес. И знаете, открылось много возможностей! Допустим, мы изучаем экосистемы. Ученики увидели дерево, сфотографировали, поискали информацию в интернете: кто, допустим, живет на этом дереве. Немного прогулялись, а потом выгрузили свои находки в сеть. И на следующей неделе мы встречаемся там же и обсуждаем наблюдения. Это намного интереснее, чем просиживать по 8 часов в сутки в полупустых аудиториях. Я считаю, что школьные классы вообще не нужны.

— А если школа не может позволить себе снабдить каждого ученика гаджетами?

— Раздать каждому ученику по планшету или электронной книге намного выгоднее, чем содержать, например библиотеки. Нужно не только платить за сами книги, но оплачивать труд работников, платить за освещение и отопление помещения. Онлайн-библиотека не требует таких огромных затрат. В этом смысле технологии позволяют нам использовать ресурсы более продуктивно.

— Получается, онлайн-курсы могут заменить учителя?

— Джимми Уэйлс (основатель Википедии, прим.ред.) утверждает, что нельзя, и я с ним согласен. Электронные системы не заменят учителей: они не помогут нам справиться с человеческими проблемами, и у них нет эмпатии. ИИ, безусловно, будет создан. Но надеюсь, что мы будем умнее к этому времени. А сейчас мы даже сами с собой не способны совладать. Я начинаю бояться будущего, когда кто-то говорит, что школы обойдутся нам дешевле, если компьютеры начнут проверять домашние задания. Это ужасная идея. Образование — это то, что делает нас более человечными. Да, может быть, такое решение будет выгодно с материальной точки зрения, но совершенно не пойдёт нам на пользу. Люди должны находиться рядом с людьми.

Простое потребление информации с экрана — не обучение. Школы должны стать местом, куда люди могут прийти и все вместе что-то создавать. В своём роде воркшоп. Ученики должны не просто слушать лекции и выполнять задания, а взаимодействовать друг с другом — в этом направлении и должны развиваться школы. А технологии могут им в этом помочь.

— Если абстрагироваться от искусственного интеллекта, может ли как-то машинное обучение помочь образованию?

— Машины превосходно работают с шаблонами и помогают нам в них ориентироваться. Раньше у меня в шкафу стояла тоненькая книжица 1996 года издания. Это был гид по всем веб-сайтам мира. Если бы кто-то сейчас создал такой гид, он бы даже не смог его напечатать. Сложность сети возрастает с каждой минутой. Вы вбиваете запрос в поисковую систему, и ее алгоритмы помогают вам выделить источник информации, который удовлетворяет вашим потребностям. По запросу «educational technologies» поисковик выдаст около 120 миллионов ссылок. Представьте, каково бы вам было, если бы вам пришлось читать все подряд и сколько времени бы это заняло, даже если бы вы просматривали каждую страницу в течение трех секунд! По моим подсчетам, вы бы добрались до конца этого списка за 80 лет. Машина справится с этим на несколько порядков быстрее человека. Поэтому машинное обучение поможет разработать более совершенные алгоритмы для работы с массивами информации. Существующий поиск слишком коммерциализирован и уже не так достоверен.

— А виртуальная реальность, например? Наверное, детям бы понравилось.

— Я не очень хорошо отношусь к этой технологии. Она забавная, но в ней все не по-настоящему. Недавно была выпущена VR-игра для ограниченного количества игроков. Суть игры в том, что если вы умрёте в игре, вы больше не сможете в неё играть — ведь вы мертвы! Вот это уже интересно, потому что близко к жизни.

Гораздо больше мне нравится дополненная реальность. Я впервые в Москве. Здесь очень красиво, много интересных мест. У меня потрясающий гид. Но было бы классно, если бы я мог погулять по городу и в одиночку — тогда я бы любовался окрестностями и попутно узнавал историю, сравнивал фотографии прошлых лет и то, что я вижу, пытался понять, почему это место важно для россиян. Дополненная реальность помогает взаимодействовать с реальным миром. VR же уводит меня отсюда.

— Как научить школьников и студентов обращаться с информацией? В Сети много непроверенных данных.

— Да, основная проблема Интернета в том, что там можно написать любую чепуху. Я знаю одного учителя, который преподавал электронную инженерию. Он наводнил Интернет статьями, в которых была написана откровенная ерунда. Он вбросил тонны фейковой информации. И затем студенты выполняли поиск по ключевым словам, обнаруживали эти статьи в топе результатов и использовали их в своих работах. Он хотел подшутить над ними и надеялся, что они поймут, что здесь что-то не так. Но в ходе эксперимента он осознал, что люди просто открывают первые попавшиеся страницы и проглатывают все, что там написано — даже если это полная чушь.

Я считаю, что самый быстрый способ вычислить заведомо ложную информацию — воспользоваться ей. Конечно, учитель может разложить все по полочкам: где правда, где ложь или ненамеренная ошибка. Но гораздо эффективнее будет дать студентам возможность использовать эту информацию в деле — тогда они научатся разбираться в источниках самостоятельно. Это своего рода метод проб и ошибок. Многие студенты боятся ошибаться. Вспомните миф о Фаэтоне, который захотел прокатиться по небу на солнечной колеснице, и в итоге погиб. Да, он ошибся. Но, как говорил Роберт Кеннеди, «Only those who dare to fail greatly can ever achieve greatly» («Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха», прим. ред). Ребята привыкли делать только то, что на 100% безопасно. Но школы и университеты должны быть тем самым местом, где можно пробовать все — даже если это в итоге не принесет плода. Мой совет студентам: не получилось — не опускай руки, пробуй что-нибудь еще! И это, на мой взгляд, лучший способ идти по жизни.

— Как вам российское образование?

— Я не очень хорошо осведомлен о том, что происходит в российских школах. Знаю, что здесь есть свои проблемы. Но то, что я увидел на этой конференции означает, что многие люди заинтересованы в том, чтобы изменить ситуацию к лучшему. И это потрясающе.

— Как вы думаете, станут ли люди более замкнутыми из-за использования гаджетов?

— Я не думаю, что новые технологии радикально поменяют отношения между людьми. Но помогут нам услышать многоголосье нашего мира. Я много общался со студентами из маленьких городов с населением 100 тысяч жителей. Опасность для этих ребят в том, что они заперты. Их мир — это мир 100 тысяч человек. Но с помощью Интернета они смогут узнать жизнь с разных сторон: о чем думают подростки Москвы, Шри-Ланки или Сиднея, как живется в Перу. Быть на связи со всем миром и платить за это копейки — разве это не замечательно? Последние несколько дней я провел в России, за 5 тысяч миль от жены. Но я видел ее, разговаривал с ней по Facetime. В этом главная ценность мобильных технологий. Они открывают перед нами целый мир.

Комментарии