Тайна девятой планеты

На прошлой неделе стало известно о важном шаге на пути к открытию новой, девятой по счету, планеты в Солнечной системе. «Футурист» отследил историю открытия предыдущих восьми с античных времен до современности и попытался оценить важность открытия новой планеты.

Тайна девятой планеты

Впервые девятую от Солнца планету открыли еще в 1930-м году: тогда ею оказался Плутон. Однако, десять лет назад члены Международного астрономического союза наконец-то сошлись во мнениях и дали определение термину «планета», под которое Плутон не попал. Произошло это при непосредственном участии Майкла Брауна, профессора планетной астрономии из Калифорнийского технологического института, автора книги «Как я убил Плутон и почему это было неизбежно».

Исключив из числа планет Солнечной системы Плутон, Браун вместе с астрофизиком российского происхождения Константином Батыгиным, доцентом Калифорнийского технологического института, взялся за поиски адекватной замены. Результаты исследований вылились в публикацию нашумевшей работы о возможности существования девятой планеты в январском номере The Astronomical Journal от 2016-го года.

Идея о существования массивной планеты на задворках Солнечной системы появилась у астрономов еще в XIX-м веке. Главным аргументом в пользу ее существования были гравитационные возмущения орбит уже известных планет. Так был открыт ледяной гигант Нептун, карликовый Плутон и многие другие тела Солнечной системы, вращающиеся вокруг Солнца за орбитой Нептуна.

В 2003-м году группа ученых во главе с Брауном обнаружила очередной транснептуновый объект — Седну, отнесенную позже к классу карликовых планет. С открытием Седны возникло предположение о существовании так называемого облака Оорта, наиболее удаленного от своей звезды образования Солнечной системы, состоящего преимущественно из водяных, аммиачных и метановых льдов.

Идея существования такого облака была выдвинута нидерландским астрофизиком Яном Оортом. Гипотетически оно служит источником долгопериодических комет, ответственных, например, за массовые вымирания на Земле (последнее произошло примерно 65 миллионов лет назад и известно, как конец эры динозавров) и частоту ее метеоритной бомбардировки.

Впоследствии учеными были обнаружены еще несколько «седноидов», имеющих схожие с Седной значения величин, характеризующих ориентации их орбит (аргументов перигелия), что в очередной раз навело их на мысль о существовании Планеты X.

Используя аналитическую теорию возмущений (метод приближенного решения задач небесной механики) и компьютерную симуляцию, Батыгин и Браун показали, что выравнивание орбит обнаруженных «седноидов» может быть объяснено наличием одной массивной планеты массой порядка 10-ти земных. Имея в виду тот факт, что орбита этой планеты эллиптическая, размер ее большой полуоси должен составлять порядка 400—1500 астрономических единиц (одна астрономическая единица эквивалентна расстоянию от Земли до Солнца).

В отличие от гипотез Нибиру (одно из предложенных названий для Планеты X), Немезиды (гипотетическая погасшая звезда, вокруг которой вращается Нибиру) и многих других гипотез с научно-фантастическим оттенком, гипотеза Брауна-Батыгина о существовании девятой планеты может быть доказана в ближайшие несколько лет ее визуальным обнаружением. Поиски уже начаты: для выполнения этой задачи Браун и Батыгин используют японский телескоп японской национальной обсерватории »Субару«, расположенной на Гавайях. По самым пессимистичным прогнозам на поиски уйдет 8 лет.

По поводу названия девятой планеты Константин Батыгин предпочитает отшучиваться, говоря, что между собой с Брауном они называли ее Джорджом, а с женой — белой стрекозой любви.

Первой планетой, открытой благодаря математическим расчетам, а не путем регулярных наблюдений, стал Нептун, обнаруженный 23 сентября 1846 года. Исследование искажений в орбите Урана породило гипотезу о неизвестной планете, гравитационным возмущающим влиянием которой они и обусловлены. Рассчитана и предсказана она была Урбеном Леверье — французским математиком, занимавшимся небесной механикой, а найдена немецким астрономом Иоганном Галле в пределах предсказанного положения за одну ночь наблюдений.

Уран открыл Уильям Гершель 13 марта 1781 года, тем самым впервые со времен античности расширив границы Солнечной системы в глазах человека. Несмотря на то, что порой Уран различим невооруженным глазом, более ранние наблюдатели принимали его за тусклую звезду.

Что касается оставшихся пяти планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), то все они видны с Земли невооруженным глазом. Так, первое упоминание о Меркурии можно обнаружить в сборнике вавилонских астрологических таблиц, датируемым XIV веком до н.э. При этом важно отметить, что гелиоцентрическая система мира получила широкое распространение только в конце эпохи Возрождения.

»К середине XX века казалось, что наблюдательная астрономия завершила свою работу в Солнечной системе. Оказалось, что это не так. В принципе, Солнечная система огромна, гравитационное поле Солнца доминирует очень далеко: доминанта кончается где-то после ста тысяч астрономических единиц, а мы видим маленькие объекты в поясе Койпера на расстоянии максимум восемьдесят астрономических единиц. Неизвестным остается еще огромное пространство», – рассказал Константин Батыгин в интервью »Ленте.ру»

Стоит отметить, что некоторые ученые высказываются скептически относительно гипотезы Брауна-Батыгина.Так, например, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ Владимир Сурдин считает, что девятой планеты-гиганта в Солнечной системе нет. Его сомнения питают недавние исследования периферии Солнечной системы в инфракрасном диапазоне спутником «WISE», который никаких крупных объектов не нашел.

В Солнечной системе есть зона обитаемости (на данный момент это планета Земля), обеспечивающая благоприятные для жизни условия. Ее границы с течением времени и изменением температуры Солнца меняются. Рано или поздно настанет момент, в который от знаний человечества об истории и составе Солнечной системы, будет зависеть будущее нашей цивилизации. Работа Брауна и Батаева — очередной и очень важный вклад в копилку этих знаний.

Комментарии