Thanos vs. pop's. Почему «Война бесконечности» – самый смелый и рискованный шаг Marvel

Самый мрачный фильм киновселенной вряд ли изменит ее кардинально, но точно останется шикарным подведением итогов десятилетия. «Футурист» анализирует главный блокбастер года, избегая спойлеров.

Эрос и Танос

Создатель Таноса, художник и сценарист Джим Старлин, никогда особенно не скрывал, что вдохновлялся DCшным Дарксайдом. Имя же было образовано на основе античного бога смерти Танатоса. Оба персонажа всегда идут от противного и с приставкой анти – тот же бигбосс вселенной DC находится в бесконечных поисках уравнения антижизни. В обеих вариациях, как и большинстве религиозных и философских концепций, смерть – это именно что антижизнь.

У Marvel примерно то же самое, но с другого бока. Мотивация комиксного Таноса чисто сказочная и неподходящая для экранизации – попытка угодить Смерти. С большой буквы, потому что это самый настоящий персонаж – девушка, которая регулярно динамит Таноса и обожает Дедпула (даже не спрашивайте обо всех подробностях этого любовного треугольника).

Авторы персонажа исходят не только из античной, но и из психоаналитической концепции. Слова «Танатос» в трудах Фрейда вы не найдете, но популярная психология давно извратила термины: теперь в массовой культуре бессознательное называют подсознанием, а влечении к смерти – Танатосом. Для популярной психологии и утрированного понимая сложнейших концепций Фрейда особых проблем в этом нет. Именно таким вариантом, как правило, довольствуются комиксы и другие произведения поп-культуры.

Теория влечений в таком виде упрощается до чрезвычайно простой модели: Танатос отвечает за влечение к смерти и различный деструктив, а Эрос – за жизнь, секс, процветание и прочие хиппарские теги. Утрированная концепция здорово работает в комиксах – Таноса не просто так тянет к смерти.

В киновселенной все сложнее – там мотивация персонажа ближе к шариковскому «взять и поделить». Но подтекст ровно тот же – у Таноса что-то типа ПТСР после апокалипсиса на родной планете и теперь он любые проблемы в жизни решает с помощью смерти. Главное ведь – гармония. Все как у Фрейда – если влечение к смерти и эротические влечения не вяжутся между собой, то быть беде. Залог здоровья любого организма, мира и вселенной – в балансе. Танос понимает это как никто, пусть и весьма извращенно.

Но истинная гармония ждет киновселенную отнюдь не в мрачной «Войне бесконечности». У Marvel есть свой Танатос. А Эрос появится вот-вот и скажет свое веское слово в «Мстителях 4». О ком идет речь, вы поймете в сцене после титров.

Жертвоприношение

В таком эпическом кроссовере, как «Война бесконечности» огромнейшее количество тем, идей и подтекстов. Но центральная тема – это, безусловно, жертвоприношение.

Все ключевые эпизоды картины напрямую связаны с принесением в жертву чего-либо и кого-либо. Даже сама идеологию Таноса напрямую строится на жертве, без которой успех невозможен. И это блистательный ход от сценаристов, ведь комиксы – прямое наследие архаической мифологии, а жертва один из центральных концептов древней культуры.

В абсолютно любой древней культуре, мифологии и религии есть ритуалы, строящиеся вокруг жертвоприношения. Концепт зародился еще в древнейшие времена, когда человечество практиковало магию в надежде влиять на окружающий мир: принеси барашка в жертву и дождь прекратится. Нечто подобное можно проследить во всех религиях: от фетишизма и анимизма до христианства, ядром которого является жертва Христа.

Такие ритуалы родились не на пустом месте. Жертва – это всегда преодоление себя, высший образчик покорности богам. Принесение в жертву чего-либо или кого-либо дорогого сразу же возводит на новую ступень, отделяет вершителя ритуала от материальной культуры. Быть таким священным палачом может исключительно сильный и достойный человек.

Ровно таким и считает себя Танос, делая жертвы во благо. Он не маньяк, как многие злодеи из кинокомиксов. Титана тянет к смерти, но лишь потому, что того требует сама жизнь. Каждая новая жертва дает ему с огромной болью, что делает персонажа интереснее любого супергероя.

Все неудачи «Мстителе» и их друзей кроются лишь в одном – в отличие от Таноса они не способны пойти на жертвы. Абсурдная идеология Капитана Америки в духе «даже одним человеком нельзя жертвовать ради жизни тысяч», делает героев слабее в сравнении со злодеями. И тут же встает логичный вопрос: так кто же в этой архаической комикс-культуре злодей, а кто герой?

Убийство поп-культуры

Кинокомиксы – это, прежде всего, продукт для гиков. Особенно фильмы Marvel, которые зачастую перенасыщены пасхалками, отсылками и камео. «Война бесконечности» с ее требованием знать всю киновселенную в этом смысле главный гик-продукт и торжество поп-культуры. Но это не совсем так.

Да, пасхалок хватит на всех бесчисленных ютуб-обзорщиков, которые только за эти постпремьерные дни наклепали уже десятки видео. Но это не главное, отсылочки здесь на периферии и со временем отходят на десятый план. Братья Руссо гениально сообщают это зрителю напрямую. В середине фильма Тони Старк ругается на Питера Паркера и бросает такую фразу: «Пацан, с этой минуты до конца миссии больше никаких отсылок на поп-культуру!»

Человек-паук, конечно, от своей гиковости не отказывается (тем более впереди знакомство с братом по разуму Звездным Лордом), но шуточек и отсылочек после этого момента действительно становится в разы меньше. Руссо выстраивают цельное произведение, тогда как пасхалки априори атомизируют кино. Здесь они не более чем косметика на и без того прекрасном лице сценария картины.

Классные отсылки рассыпаны по всему хронометражу: от детального повторения Халком опенинга одноименного комикса с Серебряным Серфером и фразой «Танос грядет!» до самой последней секунды сцены после титров. Но это все мишура. В действительности же Marvel осмелели настолько, что в подведении итогов десятилетней истории объявили поп-культуре войну. Весь сюжет «Войны» будто бы вопреки классическим ходам массового кино. В центре тут злодей, которые и не совсем-то злодей, а его действия имеют реальные последствия. Герои же идут фоном и получают примерно поровну времени. Как бы ни молилось фанатское сообщество на Железного человека, но он тут не круче и не дольше Тора и Капитана Америка.

Для такой консервативной компании как Marvel – это реальный риск. По сути, первый в ее истории и, как уже показывают, сборы более чем оправданный. Как отдельный фильм «Война бесконечности» прекрасен, пусть и не лучший в киновселенной. Но беда в том, что вырвать из контекста его никак нельзя. Как от поп-культуры ни абстрагируйся, но Marvel – один из ее столпов. Сериальность губит смелую картину. Какой смысл от оригинальных ходов, если фанаты с ютуба нам давно рассказали, чем все закончится в следующей части?

Но даже такая псевдовойна со своей сущностью – уже очень похвальный шаг. Marvel вступает в подростковый возраст и начинает осознавать себя. Совсем чуть-чуть и франшиза станет по-настоящему зрелой.

Фото: Nerdist

Комментарии