«Черная пантера» мог стать лучшим фильмом Marvel. Но все упустил

Фильму не помогла ни гениальная маркетинговая кампания, ни Кендрик Ламар. Автор «Футуриста» расстроен из-за обманутых ожиданий.

Завышенные ожидания

Кошмарная привычка российских управленцев переносить блокбастеры из-за отечественных премьер напрямую сказывается на восприятии фильмов. Когда мир уже отходил от лихорадки по «Черной пантере», в России только проявлялись первые симптомы. Но их мгновенно купировали проверенными прививками: бытовым расизмом и неприятием всего нового.

Рейтинг Rotten Tomatoes зашкаливал, один культовый чернокожий за другим называл фильм величайшим, а критики всех мастей разобрали «шедевр» по молекулам. Нас уверяли, что Киллмонгер – лучший кинозлодей после Джокера, а спецэффекты и сюжет дадут фору любым «Мстителям». Стильные рекламы автомобилей и ролики на «Супербоуле» еще больше заставляли поверить – в конце февраля я куплю билет на лучший фильм Marvel.

А потом вышел альбом саундтреков от лучших темнокожих рэперов современности во главе с ментором Кендриком Ламаром. Вот такого в мире кинокомиксов точно не было никогда. Треки оказались настолько глубокими и многоликими, что сам фильм уже претендовал на звание философского опуса – Кендрик ведь скромно заверял, что всего-то раскрывает дополнительные сюжетные линии. Еще хит от Run The Jewels в трейлере намекал, что «Стражам Галактики» пора забыть о звании самого благозвучного фильма Marvel.

Но ничего из этого не случилось. «Черная пантера» стильный, красивый, бодрый, но все еще банальнейший и типичный ориджиновый фильм от Marvel. Накануне завершения первого тома киновселенной Кевин Файги вручил Райану Куглеру невероятно щедрый подарок – снять сольник асболютно без привязки к другим фильмам компании. А еще и денег дал столько, сколько никому и никогда не перепадало.

Были созданы все условия, но на деле получилась абсолютно клишированная история со слабым и нехаризматичным протагонистом во главе, которого переигрывают даже женские персонажи второго плана. А вялыми попытками пуститься в социалку и идеологию только губят и без того слабый сюжет. Западу этого вполне хватает. Нетолерантной, но требовательной России – нет.

Несостоявшаяся рэп-опера

А вот о шедевре от Кендрика стоит поговорить отдельно. Тот случай, когда саундтрек раскрыл историю намного шире и интереснее, чем фильм. Вероятно, именно поэтому подвинул шедевры от Ламара и Ко на задворки повествования. В хронометраж попало 2-3 трека и то уродливо замиксованных и никак не работающих на сюжет.

И это необъяснимая история. Потому что более подходящего саунда что по звучанию, что по смыслу в коммерческом кино не делали лет десять, а то и больше. Если речь, конечно, не о мюзиклах. А Куглер вполне мог бы поэксперементировать и создать первую супергеройскую рэп-оперу. Нет, речь не о батле по фактам между Т’Чаллой и Киллмонгером – это уже был бы совсем расизм. Хватило бы просто полноценного звучания треков в такт событиям фильма.

А они по логике как раз следуют ему, но с картинкой почему-то не воссоединяются. Кендрик послушно следовал сюжетной структуре. Сначала красиво воспел Ваканду и ее нового короля, затем рассказал о его терзаниях, а следом – четко в середине альбома – надел на себя маску Килмонгера, разрядив пушку из самых мясистых панчей и агрессивных этнических сэмплов. Если критики говорили о гениальном злодее на основе 7, 8 и 9 трека OST’а, то они полностью правы. Но фильм не находит времени, чтобы полноценно раскрыть харизматичного Килмонгера.

Зато Ламар успевает это сделать всего за 3 минуты 50 секунд в треке «King's Dead». По большому счету мотивация Киллмонгера красиво укладывалась и в рефрен из припева «Paramedic!», где Ламар напевает лозунг «I wish a nigga would». Но в девятом треке он по-настоящему исследует психологию антагониста. Большая часть трека – жесткий гангстерский рэп с гипертрофированием образа Киллмонгера-террористa, который «трахает сучек» и «вырубается от чистой дури» – продюсеры Marvel наверняка были в шоке.

Но после брутального воспевания могущества «нового короля» бит резко скатывается в низкие частоты, на фоне звучат сэмплы автомобильных аварий и перестрелок, сдабриваемые психопатическим фастфлоу Ламара – это часть о трагическом прошлом Киллмонгера. Техничные панторифмы в сочетании с фастфлоу идеально передают травматическое состояние антагониста и исследуют его психотравму. В результате он приходит к жесткому выводу, который Кендрик вновь умещает в запоминающийся рефрен:

Fuck integrity, fuck your pedigree, fuck your feelin's, fuck your culture

Fuck your moral, fuck your family, fuck your tribe

Fuck your land, fuck your children, fuck your wives

Who am I? Not your father, not your brother

Not your reason, not your future

Not your comfort, not your reverence, not your glory

Not your heaven, not your angel, not your spirit

Not your message, not your freedom

Not your people, not your neighbor

Not your baby, not your equal

Not the title y'all want me under

All hail King Killmonger

К сожалению, Ламар со своей новой волной умного афроамериканского рэпа (Travis Scott, Future, Schoolboy Q, Ab-Soul, Jay Rock) стал не более чем частью промокомпании довольно среднего, пусть и в итоге успешного, фильма. Хотя даже дословная экранизация его альбома саундтреков могла бы получиться намного глубже и смелее фильма Куглера.

Манифест афрофутуризма

Главное достоинство «Черной пантеры» – это, конечно же, работа художников и декораторов. Настолько вдумчиво и кропотливо в Marvel над дизайном не работали никогда. Ваканде в разнообразии и пестроте проигрываю и Асгард, и Ксандр, и Сакаар, да и вообще все космическо-мистические миры киновселенной.

Причина здесь всего одна – Куглер задумал создать манифест афрофутуризма. Этот стиль в мире не очень-то принимали и ассоциировали преимущественно с трешем. Перекладывание сюжетов классической фантастики на расовые стереотипы о чернокожих – такое себе реликтовое излучение 70-ых. «Черная пантера» – едва ли не первый пример нестыдного афрофутуризма, где высокотехнологический мир и футуристический быт африканского народа выглядит вполне органично.

Пока фанаты ужасались от слухов, что следующим Джеймсом Бондом станет Идрис Эльба, Marvel показали нам, что стильный шпион с уймой высокотехнологичного оружия вполне может быть чернокожим. Куглер состряпал нечто среднее между бондианой, «Железным человеком» и документалками Discovery. Marvel наконец-то показала не локацию, а полноценную культуру со всеми ее феноменами, обычаями и традициями.

Что в дизайне, что в технологиях Ваканды невероятно стильно сочетаются архаика и футуризм. Тут тебе и ожерелья, превращающиеся в костюм, и бусы-суперкомпьютеры, и собирательство психотропных растений в целях прогрессивной медицины. А на фоне всего этого пирсингованые вожди, пестрые туники и граффити с элементами этники.

Ваканда – не только самая сильная часть картины, но и ее главный герой. Возможно, именно поэтому блиставший в «Противостоянии» Т’Чалла здесь выглядит серо. Его очередь, несомненно, придет. Пока же нам показали, чего могла бы достичь целая раса, если бы не колонизаторы и сопутствующие им беды Нового времени. Но, увы, даже такой мощный посыл затерялся в ряде неиспользованных режиссером возможностей. И в этом даже просматривается какая-то злая ирония.

Фото: http://khovd.ru

Комментарии