Новый iPhone. Как Tesla Model 3 готовит нас к миру без водителей
«Футурист» представляет детальный разбор панели и интерфейса Tesla Model 3 – первого электромобиля для масс-маркета с тачскрином. Дизайн пользовательского интерфейса подтверждает – Илон Маск считает, что скоро нам не придется управлять авто.
«Пощечина общественному вкусу»
Автор этого разбора, Том Джонсон, следит за сагой Model 3 с самого ее зарождения. После того, как в прошлом году Джонсон провел тест-драйв Model S, он просто влюбился в ее управление и подстраивание под водителя – лучшее из всех, по его словам – и начал томиться в ожидании более доступной версии модели. Поэтому Джонсон выискивал в интернете любые упоминания об управлении Model 3.
Первые концепции были классными, но Джонсон сомневался, что Tesla уберет приборную панель для машин массового производства, ведь машина на автопилоте – лишь концепт, поддакивал он сам себе. И очень зря. Ни приборной панели, ни ручек дверей, ни вентиляционных отверстий, ни даже ручки для бардачка в машине не оказалось.
Вместо этого производители поместили все функции в сенсорный экран, вмонтированный прямо посередине автомобиля. И никто не пытался скрыть, что по сути этот экран посередине – средний палец для всей остальной автоиндустрии, для всех скептиков и компаний, настаивавших, что это небезопасно. Tesla не просто избавилась от двигателя, но зашла так далеко, что встряхнула всю столетнюю промышленность: для Tesla «нет ничего святого», потому что все, что связывает Model 3 с другими машинами – это 4 колеса и общий внешний вид.
Воссоздание интерфейса
Новости Tesla подкупили Джонсона, но не убедили полностью, и он присоединился к толпам критиков, вопящих «чтооо?», «пффф» и «тьфу». Он хотел знать, как Тesla скроет все управление машиной под стеклянной панелью, поэтому начал искать информацию об интерфейсе. Поиск привел к проекту дизайнера Андрю Гудлада, который преобразовал интерфейс Model 3 из вида пресс-релиза и сомнительных видео на YouTube в финальный интерьер машины. Гудлад придумал протототип и всю концепцию.
Но для Джонсона прототипа было недостаточно: он хотел понять, как именно компания спроектировала настолько непривычную приборную панель и зачем. Для этого он скачал изображения всех экраном через CSS Peeper и залил их в Figma. А затем начал воссоздавать интерфейс Model 3 по изображениям. Он сделал иконки, образцы цвета, дизайн карт, собрал все компоненты, кнопки, переключения в Figma. Прослеживание всей работы оказало терапевтический эффект, как было в детстве с воскресными комиксами. И если Снупи и Багс Банни научили Джонсона рисовать, дизайн Model 3 помог понять всю сложность работы над интерфейсом.
Посмотреть кликабельный прототип можно через веб-программу Figma
Дизайн интерфейса Model 3
Этот автомобиль не был разработан для идеального вождения. Именно так считает Джонсон. Новый автомобиль Tesla спроектирован без учета водителя. Намеренно.
Нет никаких ручек и даже почти отсутствует рулевое колесо. Вам придется нажать на экран, чтобы включить стеклоочистители и выбрать их частоту, чтобы открыть бардачок, чтобы включить аварийный тормоз (хотя здесь можно настроить ручное управление). Звучит ужасающе для водителя, ведь он больше не может полагаться на инстинктивное управление и мышечную память для контроля автомобиля.
Вряд ли компания сделала это для того, чтобы быть раздражающей, опасной или просто «другой». Они сделали это для того, чтобы подготовить людей к миру без водителей. В интерфейсе электрокара есть один параметр, говорящий, пожалуй, обо всем: разрешение экрана. В этой модели мог быть вертикальный дисплей, как версиях S и X, но вместо этого в Tesla решили поместить экран с соотношением сторон 8:5 и разрешением 1920x1200px. Почему это важно? Ну, у нижних элементов панели управления высота 120 пикселей.
1200-120=1080. 1920х1080 – это же HDTV!
Netflix и кайф
Разрешение HDTV предполагает, что Tesla сделала свою центральную консоль для просмотра видео, а не для вождения автомобиля. Да, все опять про беспилотное будущее. Это не просто машина со странной приборной панелью, это мобильная гостиная. Понадобится время, считает Джонсон, чтобы понять, что при новых технология не найти лучшего места для просмотра фильмов, чем экрана прямо посреди автомобиля. При этом Джонсон подчеркивает, что все это – лишь его догадки и домыслы, и планов Илона Маска он не знает. Поэтому не стоит готовить ему костер на случай, если он окажется неправ.
Режимы вождения
Последовательная навигация очень напоминает аналогичную в мобильных устройствах:
Как замечает Джонсон, приборная панель находится в пределах вытянутой руки водителя и будет в зоне периферического зрения, причем это подходит и для стран с левосторонним движением. В умной инженерии уже все продумано.
Все элементы управления багажника и лобового стекла также находятся на сенсорном экране. Похоже, в Model 3 много контекстных элементов. Например, при парковке отображаются только те элементы управления, которые применимы к выбранному режиму. Это может показаться очевидным, но все же довольно умным решением.
Быстрые настройки
Здесь есть куча настроек, которые, судя по всему, можно выбрать в разделе быстрого управления для того, чтобы наиболее используемые функции всегда были под рукой. Хотя, говорит Джонсон, вполне возможно, что они заполняются автоматически.
В интерфейсе музыки предпочтение явно отдается альбомам, а не песням в отдельности, поэтому, возможно, есть и голосовое управление для музыки:
Метод Джобса
Недавно Джонсон пересматривал презентацию первого iPhone Стивом Джобсом и был поражен элегантной простотой Model 3 и iPhone: никаких физических кнопок.
Джобс показал публике всем известные смартфоны и их несостоятельность и несовременность с нагромождением физических кнопок. Если бы сегодня кто-то представил смартфон со встроенной физической аппаратурой, то только насмешил бы всех до слез. И вот вопрос: почему мы не применяем это к машинам? Почему люди воспринимают единый дисплей в машине как утопию, которая никогда не сработает? Как это отличается от того, когда Apple избавилась от клавиатуры?
Конечно, говорит Джонсон, все скажут: «Одно дело телефон, другое – машина. Методы взаимодействия и цели использования совершенно разные». Но программное обеспечение нуждается в обновлении. Физические кнопки не могут быть улучшены или исправлены по воздуху или дистанционно. Их вообще нельзя изменить. И, может быть, единый экран – не такая уж сумасшедшая идея.
Комментарии