Отец «Сатаны» и конкурент Королева.Что нужно знать об академике Янгеле
106 лет назад родился Михаил Янгель, входивший в тройку главных конструкторов советских ракетно-космических комплексов наряду с Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем. Он создал «Сатану» – одну из мощнейших межконтинентальных ракет. Что нужно знать об основателе целого направления в производстве баллистических ракет – в материале «Футуриста».
Что известно о Янгеле?
Михаил Янгель родился 7 ноября 1911 года (по юлианскому календарю – 25 октября) в сибирской глубинке - деревне Зырянова Иркутской губернии. У него было 12 братьев и сестер. В 1926 году юноша переехал в Москву к брату Константину. Сначала он учился в техникуме и работал помощником мастера текстильной фабрики в Красноармейске, одновременно обучаясь на рабфаке. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ) на специальность «Самолетостроение» и окончил его с отличием. Янгеля направили в конструкторское бюро (КБ) Н.Н. Поликарпова, которого называли «королем истребителей» - там молодой инженер работал над лучшими боевыми самолетами того времени (И-153 «Чайка», И-185).
Во время войны Янгель работал на одном из авиазаводов в Новосибирске, а после окончания Великой Отечественной получал опыт в КБ известных конструкторов А. Микояна и В. Мясищева. Некоторое время Янгель провел в США - молодой специалист изучал американское машиностроение и авиацию в рамках работы в акционерном обществе Amtorg, которое было призвано содействовать развитию советско-американских торговых отношений.
К началу 1950-х годов Михаил Янгель окончил Академию авиационной промышленности СССР и стал одним из самых видных советских конструкторов-ракетчиков и заместителем Сергея Королева в отделе 3 НИИ-88 (ФГУП ЦНИИмаш), который принимал участие во всех советских и российских космических программах. В 1954 году он возглавил особое конструкторское бюро в Днепропетровске (ОКБ-586, «Южное»), которое создавало новые ракеты на высококипящих компонентах топлива - там академик и проработал до самой смерти, вписав свое имя в историю советской космонавтики и оборонной промышленности.
Что он изобрел?
Р-36М «Сатана»
Янгель в известной степени помог Королеву сосредоточиться на космической программе, занимаясь боевыми ракетными комплексами. Изначально на Днепропетровском автотракторном заводе изготавливали баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. Первая же разработка ОКБ под руководством Янгеля оказалась удачной. Это была ракета средней дальности Р-12, которая составляла почти 80% советских стратегических ракет до середины 1970-х гг. Следующая ракета Р-14, имела те же габариты, что и Р-12, и также была одноступенчатой - но летала она в два раза дальше (4500 км). Этого удалось добиться благодаря высококипящим компонентам топлива - гептила и азотного окислителя АК27-И, которые испаряются при температуре +60 и +22 градусов Цельсия соответственно. Такие компоненты имеют высокий удельный импульс. Кроме того, для них не нужно использовать мощные охладительные установки, как это делается в случае «классических» компонентов - водорода и кислорода.
Двухступенчатая ракета Р-16, которая должна была базироваться в шахте, была одной из самых ожидаемых в СССР, так как она была призвана заменить устаревшую и малочисленную Р-7. После двух неудачных испытаний конструкторы усовершенствовали ракету, и к 1965 году было произведено около 200 ракет.
Самой известной ракетой Янгеля является Р-36М дальностью 11000—16000 км, которую в США прозвали «Сатаной». Эта тяжелая ракета могла доставлять на орбиту крупные аппараты (8800 кг), а также использоваться в боевых целях. В ней впервые использовался минометный старт. Ракета выталкивается из герметичного контейнера с выключенным двигателем с помощью пороховых газов, отклоняется с помощью порохового ускорителя, и лишь после этого включается маршевый двигатель. Эта технология стала единственным решением, позволившим запускать ракеты с борта подводной лодки в подводном положении. Янгель начал работу над ракетой в 1969 году, а завершил ее уже после смерти академика его соратник и ученик – Владимир Уткин.
Также Янгель работал над созданием космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ и космических аппаратов («Космос», «Интеркосмос», «Метеор» «Целина»).
А трагедии при запуске его ракет случались?
Взрыв на стартовой площадке Р-16 24 октября 1960 года
К сожалению, да. В 1960 году произошла катастрофа при подготовке к первому испытательному пуску Р-16, в которой погибло 74 человека. Еще несколько человек скончались впоследствии от ожогов и отравления угарным газом. Михаил Янгель был назначен техническим руководителем испытаний.
Запуск было решено приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции, поэтому испытания новой ракеты готовились в режиме аврала. За работой конструкторов пристально следили Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Изначально пуск был назначен на 23 октября, однако на последнем этапе предстартовых испытаний, уже на заправленной ракете, стали появляться замечания к электрической схеме. Из-за неполадок несанкционированно прорвалась одна из мембран, обеспечивающих герметичность двигателя, а также сработал пиропатрон, разделяющий ступени ракеты при запуске. Заправленная ракета могла находиться на стартовом столе ровно сутки - в случае переноса запуска нужно было сливать топливо и увозить ракету для переборки. Подготовка к новому запуску заняла бы еще несколько недель. Поэтому, вопреки технике безопасности, было принято решение устранить неисправности прямо на готовой к пуску ракете. Янгель пытался уговорить председателя комиссии по летным испытаниям, маршала Неделина, слить топливо и перенести запуск - но тот был непреклонен.
24 октября на стартовой площадке собралось более ста человек: в их числе были испытатели, электрики и конструкторы, которые пытались починить ракету, а также военные, не имеющие прямого отношения к запуску. Маршал Неделин также присутствовал на площадке: он следил за подготовкой к старту в двух десятках метров от ракеты. Двигатель второй ступени ракеты запустился на 30 минут раньше, чем было запланировано. В результате произошел взрыв. Погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.
Янгель чудом остался жив. Он отошел в курилку вместе с двумя коллегами. Конструктор Борис Черток, один из соратников Королева, пишет, что в курилке должен был состояться важный разговор: академика хотели попросить прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло Янгелю жизнь, но он получил сильные ожоги. Всю оставшуюся жизнь он винил себя в катастрофе - несмотря на то, что виновниками аварии (которую стали называть Неделинской) признали разработчика систем управления и ответственных за технику безопасности, погибших при взрыве.
Какие отношения были у Янгеля с Королевым?
Весьма натянутые. Королев называл высокие и тонкие ракеты Янгеля «карандашами» и сомневался в их пригодности к полету, так как сам работал со сжиженными компонентами. Тем не менее, он вступился за коллегу при расследовании причин Неделинской катастрофы. По воспоминаниям инженера Бориса Губанова, Хрущев позвонил Королеву и спросил: «Что делать с Янгелем?» Главный Конструктор ответил: «Это могло случиться и у меня – новая техника...»
А какое отношение Янгель имеет к советской лунной программе?
Он, наряду с Королевым и Челомеем, разрабатывал сверхмощный носитель для полёта на Луну. Однако из-за плохой координации лунной программы конструкторские бюро были не соратниками, а соперниками. Каждое КБ стремилось доказать, что его проект дешевле. Это стало одной из причин провала советской лунной программы.
Как Янгель переживал неудачи?
Очень тяжело. После Неделинской катастрофы его сразу же вынудили отчитываться перед властями и работать в комиссии по расследованию причин случившегося на полигоне. Напряженная работа, физические и психологические травмы, полученные во время аварии, довели его до инфаркта (второго в его 49 лет). Дочь Янгеля Людмила вспоминает, что в больнице академик, с трудом удерживая карандаш в обожженных руках, рисовал план стартовой площадки и снова и снова пересказывал события, предшествовавшие аварии. Впоследствии Янгель перенес еще два инфаркта, упорно продолжая работу над проектами. Пятого академик вынести уже не смог. Михаил Янгель умер в свой 60-й день рождения.
Это же в честь Янгеля назвали станцию московского метро?
Да, и не только станцию. Его именем названы улицы в различных городах России, Казахстана и Украины, несколько стипендий в технических университетах, а также астероид, кратер на Луне и пик на Памире.
Комментарии