Реликтовое излучение. Почему с «Теорией большого взрыва» пора заканчивать

Уже идет 11-й и предпоследний сезон «Теории большого взрыва». Этот сериал создал гик-культуру и уже давно считается культовым. Но есть одна проблема - он стал безумно скучным и давно интересен только фанатам. «Футурист» рассказывает, почему все-таки нужно уметь красиво и вовремя заканчивать даже самую успешную историю.

Перманентное падение

Один из самых интересных конфликтов в искусстве – особенно современном – противостояние статики и динамики. Законченного материального произведения, которое годами стоит в самом красивом углу музея и перформанса, где суть заключается в действии. Во втором случае объектом искусства может стать одно единственное мгновение. Такое искусство моментально. Как взрыв. А если такой момент растягивается на бесконечно долгие одиннадцать повторяющихся этапов, то это уже не взрыв. Это стагнация.

Статья по теме

Что нужно знать о сериале «Теория Большого взрыва»

Десять лет назад сериал «Теория большого взрыва» на CBS взорвал, а сегодня мы страдаем от остаточной радиации. На самом деле, странно даже писать об этом в 2017-м году. По степени актуальности – и не только поэтому – это равносильно приглашению Гарика Мартиросяна в программу «Вдудь». Но обо всем по порядку.

Зарождение новой культуры

По большому счету, до выхода The Big Bang Theory гик-культуры в России не было. Во всяком случае, ее не было в том масштабе. Разумеется, были отдельные энтузиасты, разбирающиеся в комиксах и фантастике, были даже собственные эндемичные пласты культовых произведений. Но понятие «гик» было чем-то далеким и заморским. На момент появления сериала оставался год до выхода марвеловского «Железного человека» и «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, запустивших в широкую аудиторию поток комикс-культуры, в котором мы с вами плаваем до сих пор. Лучше тайминга и не придумаешь.

Это сейчас блокбастеры по комиксам и сопутствующие товары стали чем-то обыденным. На тот момент школьник (исключая младшие классы), решивший прийти на урок в рюкзаке с Бэтменом, Человеком-пауком или – не дай бог – покемонами, рисковал впоследствии извлекать его из женской уборной. Но никто никогда не вернется в 2007-й.

Описывать лейтмотив «Теории» нет смысла – вы, скорее всего, с ним знакомы. Но вкратце так: это классический ситком про гениев-гиков с ключевым персонажем-фриком по имени Шелдон Купер, вокруг странностей которого крутится весь юмор. Сериал по праву заслужил статус культового, ведь на тот момент это было действительно нечто новое, пусть и в старорежимном формате с закадровым смехом и повторяющимися гэгами.

Его влияние на культуру заключается, по большей части, в том, что быть гиком вдруг стало модно. И вот тут мы приближаемся к одной из главных проблем. Быть и казаться – разные вещи, а с целым поколением людей, воспитанных на такой моде, приходится как-то жить. Они не держали в руках комикс, но все как один уверены, что Аквамен сосет, ведь так завещал Радж Кутрапали из «Теории большого взрыва».

Статья по теме

Почему «Кремниевая долина» – самый смешной сериал последних лет

Вторая проблема заключается в общей карикатурности происходящего. Да, это и рядом не стояло со стереотипами девяностых, где все гомосексуалисты манерны до умопомрачения, все хулиганы буквально хотят вас убить, а гики – беспросветные задроты-неудачники, играющие с коллекционными фигурками на задворках социума. Скорее это некий переходный этап. Сегодня ситкомы уже научились работать с этими контекстами, не скатываясь в гротеск и оставаясь при этом смешными. Чего только стоит «Кремниевая долина» Майка Джаджа или «Сообщество» Дэна Хармона.

Продукт своего времени

Безусловный плюс «Теории» в том, что она, будучи ситкомом, вскрывала культурный эпидермис не только мира гиков, но и научного сообщества, ведь главные герои все-таки ученые. Но что касается сочетания юмора и науки, сейчас, помимо уже упомянутой «Кремниевой долины» есть Adam Ruins Everything, где происходит все то же самое – на самом деле, почти только это – но гораздо лучше.

По большому счету, у нас не должно быть больших претензий к «Теории большого взрыва». Она – продукт своей эпохи. Другой. Ушедшей. Так бы оно и было, но эпоха-то благополучно закончилась, а продукт остался. До сих пор можно встретить людей, задающихся вопросом – какой еще смешной сериал посмотреть, кроме «Друзей»? Абсолютно любой. Но «Друзья» закончились и живут в мире радужной ностальгии по ушедшим временам. А «Теория большого взрыва» идет.

Вот вам несложный пример. «Симпсоны». Все же их любят, верно? Так вот, они в эфире уже без малого 28 лет. Это больше, чем прожили на свете все члены «Клуба-27», хотя это скорее всего просто гигантское совпадение. Как только они появились, на американском телевидении не было более дерзкого, смелого и либерального телешоу, высмеивающего всех и вся. Но сегодняшний культурный дискурс таков, что в его условиях «Симпсоны» являются чуть ли не оплотом консерватизма и американских семейных ценностей, а их юмор по колкости жестко проигрывают коллегам с Comedy Central и Adult Swim. О чем тут говорить, когда даже новый сезон «Саус парка» обвиняют в беззубости и безыдейности.

Или вот еще пример, более актуальный в контексте тематики сериала. На заре автомобилестроения, когда все гонялись за вечным двигателем, придумали использовать гигантские маховики, работающие по принципу гироскопа за счет инерции. И все, вроде бы, хорошо, колеса крутятся, машина едет и будет ехать долго, но только до первого поворота. На бумаге «Теория большого взрыва» – вполне ладный ситком, собранный по формуле. Вот номинальный главный герой, вот его любовный интерес, вот его лучший друг/самый смешной персонаж, а вот несколько расовых стереотипов. Это работает. Но сделать своевременный поворот вслед за остальной культурой мешают особенности конструкции. Остаются два варианта – либо катиться вперед, пока хватает тяги; либо остановиться.

Повторение повторенного

Одиннадцатый сезон не принесет вам ничего нового, кроме эксплуатации старых схем шуток и перемены их мест. Хотелось бы привести несколько конкретных примеров, но это попросту невозможно, ведь все эти шутки вы слышали в первых – тогда еще актуальных – сезонах. Беда в том, что об этом все говорили еще на четвертом. Иногда просто нужно остановиться. Мертвые люди за кадром тоже устали смеяться. В конце концов, это просто пошло.

Устали и шоураннеры сериала. Чак Лорри, главный идеолог и создатель не менее популярного комедийного мыльца – «Два с половиной человека», гораздо более заинтересован в своем новом проекте «Метод Комински». И даже новое грехопорождение основного сериала приквел/спин-офф «Молодой Шелдон» заслуживает большего внимания и выглядит глотком свежего воздуха. Но только в относительном сравнении.

Есть еще один маленький момент. Даже самые бессовестные любители дедовских ситкомов по заветам 50-х знают: когда персонажи массово начинают беременеть, жениться друг на друге и пытаться сделать из этого целый сезон – время бежать. Этот корабль уже не спасти, зато можно не чувствовать себя крысами. Крысы умные. Они бросили это гиблое дело восемь сезонов назад.

Статья по теме

Теория большого фэйла. Как Россия адаптирует иностранные сериалы

Культурный дискурс – сложная штука, часто сочетающая в себе, казалось бы, заведомо несоединяемые элементы. Выйдите на улицу. Мы живем в мире, где вейпер на гироскутере читает телеграмм-каналы про даркнет, проносясь мимо памятника Ильичу. И в это же время где-то Наталья Поклонская с портретом царя наперевес идет в Крестовый поход на фильм «Матильда». Чтобы избежать от этого мира, мы прибегаем к сериальному эскапизму, а там ровно то же самое. Пока Дональд Гловер дарит миру тончайший сериал «Атланта», а Майк Джадж сочетает генитальный юмор с точнейшей сатирой на мир стартапов и корпоративную культуру, Шелдон все так же стучится в дверь, повторяя: «Пенни. Пенни. Пенни». Хотелось бы верить, что это реликтовое излучение далекого прошлого, но нет. Это уже не стагнация. Это деменция.

Статья по теме

Никки – мираж. «Матильда» не заслуживает такого шума

«Теории большого взрыва» следует отдать должное за вспаханное поле гик-культуры на телевидении. Только это ровно тот случай, когда пьяный тракторист наворачивает круги, мешая прорастать семенам. Когда-нибудь у него закончится топливо. Или остановится маховик. Но это должно было случиться еще на первом повороте.

Комментарии