Никки – мираж. «Матильда» не заслуживает такого шума

Самый скандальный фильм года оказался крайне слабой исторической драмой без малейшей претензии на провокацию. «Футурист» объясняет, почему все старания Поклонской были бессмысленны.

Лучший пиар

За всю современную историю российского кино не вспомнить настолько громкой и затянувшейся пиар-акции. Алексею Учителю стоило бы разделить гонорар с Натальей Поклонской, если бы весь шум не завершился такой чернухой. К премьере «Матильды» нас готовили почти год, пугая порноактером в роли святого императора, лживой подачей исторических событий и оскорблением чувств верующих. Все вылилось в пугающее количество повылезавших отовсюду сектантов-царебожников и в едва ли не первый случай православного терроризма. Кто бы мог подумать, что все это ради абсолютно безобидного и пустого фильма?

Верующим стоило бы оскорбиться, но вовсе не за похабщину и «лживые» факты об императоре (который стал святым вовсе не из-за подвигов во время своей нелегкой жизни). Самое оскорбительное что для православных радикалов, что для простых зрителей – представление Николая II и его драгоценной жены как слабовольных неудачников. Пара напоминает, скорее стереотипных лошков из комедийных ситкомов, чем многострадальную императорскую чету. Матильда Кшесинская здесь не дьявол-соблазнитель, а едва ли не единственный живой персонаж, которому можно сопереживать. На ее фоне проигрывают абсолютно все, за что отдельное спасибо игре Михалины Ольшанской. Закованные в роли слабо прописанных персонажей Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Данила Козловский вынуждены кривляться и отходить на третий план, не являя и малую часть своего таланта.

Вернувшийся спустя полвека девиз «не читал, но осуждаю», сгубил всех фанатичных противников фильма. Они били мимо, не зная основные болевые точки соперника. Благо те раскинуты по всему «телу» картины. Взять то же перевирание историй. Если подтверждение интимной связи «непорочного» Никки (вас сведет с ума бесконечное упоминание этого сокращения) с балериной найти несложно, то в остальном историческая реальность строится исключительно на мифах. Здесь и Александр III, удержавший крышу вагона, и магические предзнаменования трагедий, и плачущий над «ходынкой» Николай II – весь набор легенд, увы, не создает выстроенную мифологию фильма. Картину Учителя ругать, безусловно, есть за что. Но вовсе не за надуманные верующими оскорбления, которые бесплатно организовали «Матильде» грандиозную рекламную кампанию.

Комедия вместо драмы

Предположительно фильм должен был вызывать два чувства: либо сострадание, либо страх. Но на деле он вызывает лишь смех. Неудачный монтаж вкупе с салатом из клише дарит бесконечное количество гэгов. За сцену с весело бегущими друг за другом в слоумо влюбленными давно пора отправлять режиссеров на пенсию. И подобных невыносимых штампов в «Матильде» наберется на половину хронометража. В одной из сцен все собрались воедино: тут и дождь, и отчаянная попытка догнать возлюбленную с воплем «Постой!», и ревностный поцелуй другого. Монтаж и финальный взгляд внезапно подглядывающего из окна Козловского превращают минутный отрезок в лучшую комедийную сцену года. Смеющемуся залу явно не до опасений увидеть у стен кинотеатра горящий автомобиль.

Вымышленный персонаж Козловского – клубок из сумасшествия и гэгов. Он вносит и в без того разваливающийся на глазах сценарий частицу нездорового абсурда. А странный вуайеризм персонажа приучит вас чаще оборачиваться – нет ли за спиной глядящего исподлобья Козловского? Ларс Айдингер (Николай II) ему не уступает, пуская «богатый» арсенал из трех эмоций: «эээ», «плак-плак» и «сиськи!». Перфомансы Луизы Вольфрам (царицы Александры) заставляют лишь больше болеть за Матильду – жить с неказистой, да еще и умалишенной девушкой не пожелаешь никому, тем более будущем святому.

Создается впечатление, что российский кинопром нащупал свежую рекламную жилку и открыл новое направление – фильмы для российских ютуб-обзорщиков. В «Матильде» даже просматриваются цитаты из репертуара BadComedian, а количество нестыковок и халтуры так и просятся превратиться в сочную нарезку. Самый дорогой и скандальный фильм года от небесталанного режиссера встал в очередь за комедиями бывших квнщиков.

Недосериал

У российского массового кино есть определяющая черта – стремление обойти риски и попытаться окупиться на стадии производства. Историческим фильмам в этом плане сложнее – рекламу туда не впихнешь (хотя «Вий» смог и это). Зато можно договориться с ТВ и продать права с возможностью перемонтирования режиссерской версии в сериал. По тому же пути пошел и Учитель. Пока маркетинговая кампания Поклонской заполняет залы и увеличивает кассовые сборы, создатели картины обеспечили себе финансовую подушку в виде Первого канала.

Статья по теме

«Матильда»: как отомстить за фильм. Хронология

Неудачный монтаж – следствие попытки наскоро порезать большую телеверсию. В «Матильде» нет саспенса, драмы и практически отсутствует конфликт. Полтора часа скучного переговаривания однообразных диалогов могло бы завершиться сильной драматической сценой – трагедией на Ходынском поле. Увы, один из самых трагических эпизодов российской истории, прекрасно характеризующий личность центрального персонажа, был проиллюстрирован 10-секундной сценой рафинированной толкучки в слоумо. Наверняка на ТВ мы увидим больше. Там же, видимо, собираются раскрывать персонажей второго плана и развивать конфликт. А пока все конфликты остались за пределами кинотеатра.

Фото: http://u-f.ru

Комментарии