Ученые выяснили, что Земля когда-то была фиолетовой

Фиолетовая Земля

Американские ученые пришли к выводу, что ранние формы жизни на Земле могли генерировать энергию из солнечного света, используя молекулы фиолетового цвета под названием «ретинол». И, возможно, когда-то Земля имела фиолетовый окрас.

В новом исследовании, опубликованном в «Международном журнале Астробиологии» (International Journal of Astrobiology) утверждается, что ранние формы жизни могли вырабатывать энергию с помощью ретинола, который доминировал над хлорофиллом.

Поскольку пигмент ретинола поглощает зеленый и желтый свет, а выделяет красный и синий, то растения, вероятно, имели фиолетовый оттенок. Эта теория позволяет сказать, что Земля на одном из этапов своего формирования была фиолетовой. Такой оттенок она приобрела примерно 2.4-3.5 миллиарда лет назад до «кислородной катастрофы», когда в составе атмосферы появился свободный кислород и ее общий характер поменялся с восстановительного на окислительный.

Именно поэтому, выжить удалось только организмам, использующим хлорофилл, т.к. они могли поглощать световые волны сразу двух диапазонов.

В ходе эволюции древние формы жизни были уничтожены. Но ученые обнаружили ретинол в мембранах фотосинтетической бактерии halobacteria. Не используя хлорофилл, она продолжает выделять фиолетовый пигмент.

Поскольку ретинол является более простой молекулой, чем хлорофилл, вероятность встретить ее во Вселенной гораздо выше. По словам ученых, «это еще одна точка отсчёта в библиотеке потенциальных биосигналов, которые мы можем искать в новых местах».

Источник: Astrobiology