Как ученые проводили неэтичные исследования. Били участников электричеством, издевались над детьми

Психология прошла долгий путь, чтобы ответить на многое вопросы человеческого поведения. Про отношения между детьми и родителями, подчинение власти, фобии. Все это теперь имеет определенную исследовательскую базу под собой. Но не все знают, что некоторые классические исследования были не блестящими и прекрасными, а жестокими. Вот примеры.

Маленький Альберт

Российскому физиологу Ивану Павлов удалось создать условный рефлекс у собаки – слюноотделение при зажигании лампочки. Джон Б. Уотсон с коллегами решил доказать, что этот механизм применим и для людей. Для этого они взяли 9-месячного младенца «Альберта» (это не настоящее имя ребенка) и попытались вызвать у него страх при виде белой крысы. Когда ему показывали животное, исследователь бил молотком по металлической поверхности. Ребенок пугался громкого звука и начинал плакать. В конце концов, Альберт плакал просто при виде белой крысы. А также других белых объектов, например кролика.

Исследование печатают и в современных учебниках, но его подвергают резкой критике как неэтичное. Младенец не мог дать согласие на участие. И, скорее всего, продолжил испытывать страх при некоторых стимулах и после завершения исследований. Ребенок умер в возрасте шести лет, так как имел серьезные проблемы со здоровьем. Они не связаны с экспериментом, но не вяжутся с заявленным «полностью здоровым» младенцем, что бросает тень на исследование.

Издевательства как эксперимент

Также проводился на детях и имел влияние на последующую жизнь некоторых участников. Он был проведен в 1939 году в Америке на детях из приюта для сирот, и выявлял зависимость оценочных суждений на развитие речи у детей. Участников разделили на две группы. Одну всячески поощряли в их способности к речи и чтению. А второй группе внушали, что они заикаются (хотя это было не так) и всячески высмеивали их способность разговаривать. У части детей действительно появились признаки заикания. После окончания эксперимента заикание не сохранилось, но дети остались застенчивыми и разговаривали с неохотой.

Шестьдесят лет спустя, как сообщает «Нью-Йорк таймс», выросшие участники эксперимента подали в суд на государство и университет среди прочего за причинение эмоциональных страданий. Конечно, сейчас такой эксперимент провести не удастся. В особенности из-за долгосрочных последствий, развившихся у детей.

Проект MKUltra

Действительно масштабный и жуткий проект, который проводился при финансировании ЦРУ в течение как минимум 20 лет с 1953-го года. Он был нацелен на получение методик по манипулированию личностью и контроля над разумом. В ход шли психоактивные вещества, гипноз и электрошок.

Жертвами эксперимента становились люди, которые обращались к специалистам в связи с обычными проблемами типа невроза или депрессии. А вместо компетентного решения своих проблем они получали калечащий психику опыт. Несмотря на то, что ЦРУ уничтожило часть документов об этом проекте, известно как минимум об одном летальном исходе. Мужчина не выдержал увеличения дозы препарата. Именно после обнародования фактов о проекте MKUltra было изменено законодательство, и каждый участник эксперимента теперь подписывает добровольное согласие на участие.

Летний лагерь

Эксперимент, который поставили над детьми, когда они не знали, что являются испытуемыми. Он был призван доказать, что конфликты между группами возникают из-за конкуренции за ограниченные ресурсы, а не из-за самого факта существования групп. Все проходило в виде обычного детского лагеря, в котором находилось две группы мальчиков 11-12 лет из схожих социальных групп. Манипулируя происходящим, исследователям удалось сначала рассорить две группы, а затем помирить их.

Эксперимент Мильграма

Эксперимент, в котором пугает больше результат, чем сам ход исследования. Он был призван раскрыть механизм подчинения авторитетам у человека. По легенде, люди принимали участие в исследовании боли на память. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. В лаборатории Мильграм назначал участникам исследования роль учителя и следил за тем, насколько сильную боль готовы причинить люди друг другу под воздействием авторитетов (экспериментатор в халате). С увеличением напряжения ученик начинал кричать и просить остановить эксперимент, в то время как лаборант настаивал на продолжении. Некоторые из «учителей» отказались продолжать. Но в любом случае примерно 65% доходили до самого высокого уровня, который в реальности мог бы нанести серьезные травмы и сильную боль. При этом участники не были агрессивными или склонными к садизму.

Источник: Popsci.com

Источник: Футурист.ру
Фото: verywellmind.com, onlinepsychologydegree.info

Комментарии