Почему синий цвет убивает глаза? Новое исследование

Воздействие синего спектра губительно для наших глаз: от него в течение жизни мы медленно слепнем. Ученые из университета Толедо рассказывают об этом подробнее.

«Не секрет, что синий свет вредит нашему зрению, повреждая сетчатку глаз, – говорит химик и старший научный сотрудник Аджит Карунаратт. – Наши эксперименты объясняют, как это происходит, и мы надеемся, что так мы сможем разработать терапию, которая могла бы замедлить дегенерацию желтого пятна».

Возрастная дегенерация желтого пятна (макулодистрофия) связана с постепенным разрушением клеток, которые находятся за светочувствительной тканью (сетчаткой), внутри глазного яблока, из-за чего нарушается питание центральной зоны сетчатки. Постепенно сетчатка отмирает, оставляя растущее слепое пятно, которое в конечном счете лишает человека зрения.

В половине случаев слепоты виновата именно макулодистрофия. Так что, если мы будет знать больше об этом заболевании, то сможем сохранить зрение как минимум еще на пару лет.

Долгое время считалось, что волны синего и ультрафиолетового спектра способствуют дегенерации желтого пятна, хотя до сих пор точно не известно, в какой степени это влияет на развитие заболеваний глаз.

Карунаратт и его команда сосредоточились на веществе, содержащемся в сетчатке и называемом ретиналом – это витамин А, который может реагировать на свет, меняя форму.

«Если вы хотите видеть, вам нужно, чтобы молекул ретинала было всегда в достатке, – говорит Карунаратт. – Фоторецепторы бесполезны без ретинала, который производится в глазах».

Обычно ретинал может менять форму снова и снова. Хотя этот процесс не совершенен, так что иногда бывает такое, что молекулы «надстаиваются» друг на друге. Согласно некоторым находкам, в больших количествах ретинал в скрученной форме может быть токсичен. Дело в том, что он превращается в липофусцин – пигмент, который может повредить клеточные структуры.

Но никто так и не описал весь путь от реакции ретинала до дегенерации ткани.

Исследователи добавили ретинал к разным клеточным культурам, подвергли их излучению разного спектра и проанализировали результаты. Оказалось, что липофусцин не играет тут такой роли, как считалось раньше.

Когда синий свет направляли на обе формы ретинала, выяснилось, что молекулы в мембране клетки начинали искажаться. За этим следовало резкое повышение кальция, которое меняло форму клетки и в итоге приводило к ее смерти.

Подобного эффекта не наблюдалось, когда ретинал подвергали воздействию волн другого цвета или даже при свете белой лампы дневного света. Синие волны, казалось, возбуждали молекулу таким образом, что она становилась токсичной.

Крайне важно, что это вредит не только фоторецептоным клеткам. Команда проверила также воздействие синего света на ряд тканей (включая клетки сердца, нейроны и раковые клетки) и обнаружила, что на них всех волны этого спектра влияют так же.

Поскольку сетчатка может перемещаться по телу, это вызывает опасения, насколько сильно этот эффект может воздействовать на организм.

«Токсичность ретинала, вызванная синим светом, универсальна, – говорит Карунаратт. – Она может уничтожить клетку любого типа».

Обычно у нас есть средство от такого урона для клеток: витамин Е, называемый также альфа-токоферолом, подавляет окислительный эффект.

Но, к сожалению, с возрастом становится все труднее доставить это вещество туда, где оно действительно нужно. Пока неясно, может ли повышение уровня витамина Е сыграть роль в снижении риска заболеваний глаз, но дальнейшие исследования могут дать ответ.

А пока все, что мы можем сделать, – это проводить меньше времени перед экраном и настроить оттенки на своих мониторах так, чтобы они были более теплыми.

Мы не можем совсем избавить себя от синего света, да нам это и не нужно – синий свет играет важную роль в работе наших внутренних часов. Но мы все чаще используем устройства, излучающие такой свет, ночью. Это нарушает наши циркадные ритмы и даже вызывает бессонницу.

Источник: sciencealert.com