Куда уходит детство: жвачки Turbo и растворимые соки

Invite был самым популярным растворимым напитком 90-х: о нем знали все, в особенности из-за звучного слогана — «Просто добавь воды». Создал его Сергей Выходцев — предприниматель, чьим первым, но не законченным образованием, как ни странно, был Московского химико-технологического института им. Менделеева.

Еще будучи студентом, когда пал железный занавес, Выходцев уехал в Африку, мечтая увидеть реку Лимпопо. Однако в кармане было всего 50 долларов, которые быстро закончились. Будущий предприниматель устроился актером массовки в фильме «Шерлок Холмс: Звезда Африки», а после этого, подучив английский язык, работал торговым представителем в Colgate. Однако вскоре ему пришло в голову организовать свое дело, и вместе с соседом, с которым вместе снимал жилье, они запустили сервис для тех, кто путешествует автостопом. Выходцев также основал сеть недорогих придорожных отелей Kivi, которые позже продал, чтобы основать бизнес в России.

В Африке тогда большой популярностью пользовался растворимый лимонад. Оказалось, что аналоги также были любимы и на европейском рынке, так что стало ясно: надо вести в Россию. Выходцев не хотел распространять африканский аналог — ему хотелось создать свой собственный товар. Так, он договорился с химиками из своего родного института и с их помощью был разработан напиток Invite.

Это был ошеломляющий успех: спрос в несколько раз превышал предложения, все знали этот бренд и, конечно, свою роль сыграла цена. Многие опасались напитка из-за «сомнительного» химического состава, так что к концу 90-х его сменили пакетированные соки и бренды с мировым именем. Выходцев продал бренд, а после и вовсе прекратилось производство напитка.


До прихода на наш рынок таких гигантов, как Coca-Cola и Pepsi, популярность завоевали бюджетные аналоги из Голландии. Как только рынок СНГ открылся для импорта, на наши прилавки пришла Herschi Cola. Была также Herschi Orange и Herschi Citron — аналоги Fanta и Sprite соответственно.

В середине 90-х как раз и пришли те самые гиганты. Coca-Cola и Pepsi построили свои заводы на территории России, так что за счет больших мощностей производства их продукция стала дешевле лимонадов Herschi. Так, Голландский бренд был вытеснен с российского рынка, а вскоре и вовсе был продан концерну Bavaria без права использования названия марки.

Когда продукты Uncle Ben’s пришли на российский рынок, бренд уже был известен во всем мире. Тут же была запущена рекламная кампания, и продукты компании завоевали популярность и в России. Среди них, кстати, были и рис, и соусы, и картофельное пюре, и супы.

Но к началу 2000-х начали появляться более дешевые аналоги, а компания Mars, которая тогда владела Uncle Ben’s, переключилась на развитие другой марки — Dolmio. Хоть сегодня продукцию Uncle Ben’s в России почти и не встретишь, в мире бренд все еще популярен.

Самая известная компания-производитель сладостей в Турции — Kent Gida — выросла из небольшого семейного бизнеса. Дело по производству халвы и леденцов переросло в крупный бизнес в 1956 году, а уже в 1960 начался выпуск первой в Турции жвачки — Turbo.



Экспорт жвачки в Европу начался в 1987 году, а еще через три года — и в СССР. Она имела очень долгий вкус из-за добавления сахара, но не только это стало причиной популярности. Вкладыши! Всего было 3 серии: Turbo Classic с ретро-автомобилями и мотоциклами, Turbo Sport со спортивными автомобилями и Turbo Super с современными авто. На каждом вкладыше был номер — что облегчало задачу коллекционерам — и краткое описание характеристик машины. Их собирали, ими обменивались, ими играли. Причем у жвачки не было рекламы: своим успехом она обязана только «сарафанному радио».

Однако именно это и сыграло решающую роль, когда на российский рынок к началу 2000-х пришли Cadbury (производитель Dirol) и Wrigley (производитель Orbit). Они использовали агрессивную рекламу и постепенно вытеснили Kent Gida с нашего рынка. Однако жевательная резинка Turbo выпускалась до 2007 года, а продукция компании распространялась в 100 странах мира. С 2013 года правами на бренд владеет компания PowerGum, но тут уже даже не вкладыши, а наклейки, да и вкус «не такой, как в детстве».

Источник — VC

Источник: Футурист.ру
Фото: VC

Комментарии