12 фильмов для начинающего киберпанка
1. Матрица (The Matrix, 1999). Культовый фильм Вачовски – на тот момент братьев – идеальный вариант для знакомства с миром киберпанка. В его основу легли философия Бодрийяра и роман Уильяма Гибсона «Нейромант» (пропорции невычислимы). Последний считается одним из программных произведений жанра, поэтому его поп-культурная адаптация – лучший порт для вхождения.
2. Бегущий по лезвию (Blade Runner, 1982). Несовершенный, провалившийся в прокате и не воспринимаемый всерьез даже актерами в момент съемок. Но абсолютно великий. И до его величия не дотянулся даже красивый, вылизанный и гораздо более логичный фильм Дени Вильнева. Фильм – компиляция мыслей двух больших авторов: Филипа К. Дика и Ридли Скотта. И его название приходит в голову одним из первых, когда кто-то произносит «киберпанк».
3. Галактика ТНХ-1138 (THX 1138, 1971). Полнометражный дебют Джорджа Лукаса, снятый за 777 тысяч долларов. Отличная жанровая антиутопия, где автор думал не о сборах и франшизации, а о мифологии своего произведения, где есть борьба против системы и все важные жанровые штампы.
4. Бразилия (Brazil, 1985). Монументальное произведение Терри Гиллиама с потрясающим визуалом. Абсурдисткая антиутопия в стимпанк/киберпанк сеттинге. Настоящий шедевр на все времена, как в жанре, так и за его пределами. И самая близкая адаптация «1984» Оруэлла.
5. Тэцуо, железный человек (Tetsuo, 1989). Это уже для фриков. Японский киберхоррор, несущий на себе культурные слои восточного Б-кинематографа. Киберпанки любят его за прекрасное исследование болезненного слияния биологического организма и машины. Но смотреть только людям с устойчивой психикой.
6. Пи (Pi, 1998). Первый большой фильм великого и ужасного Даррена Аронофски. Авторский сюрреалистический ч/б триллер в киберпанковой эстетике, где важную роль играют кабалистика и Филип К. Дик. Если вы запутались, то все идет по плану.
7. Кодер (Cypher, 2002). Фильм от режиссера «Куба» Винченцо Натали. Как и многое в этом списке, вдохновлен Филипом К. Диком, которого когда-нибудь наверняка канонизируют. К сожалению, это атмосферное произведение известно куда меньше, чем собственно «Куб».
8. Экзистенция (eXistenZ, 1999). Так, это снял Кроненберг, а значит это очень страшно. Не в смысле хоррора, скорее в смысле визуального давления на мозг зрителя. Картинка физически и психически отвратительна настолько, чтобы вы чувствовали атмосферу у себя в комнате. Самый киберпанковый фильм Кроненберга от этого не перестает быть авторским.
9. Странные дни (Strange Days, 1995). Кэтрин Бигелоу сняла этот фильм по сценарию своего мужа Джеймса Кэмерона. И он странный, но неизменно жанровый и синефильский. Больше всего по духу напоминает «Джонни Мнемоника», но собственные темы понимает гораздо лучше. Если можете без закатывания глаз перенести такие вещи, как торговля эмоциями и воспоминаниями, то смотреть обязательно.
10. Тринадцатый этаж (Thirteenth Floor, 1999). Триллер о компьютерах и виртуальной реальности, который в свое время называли «Троном» от мира киберхоррора. К несчастью, публика была занята ожиданием и обсуждением «Матрицы», поэтому «Тринадцатый этаж» с треском пролетел мимо хайпа и зрителя.
11. Робокоп (Robocop, 1987). Вы все знаете, что это. Сложно сказать, что «Робокоп» что-то исследует, но на самом деле он задает достаточно много простых, но важных вопросов о будущем, трансгуманизме и в целом природе киборгов. Однако, смотреть на это стоит сквозь ностальгию и авторских экшн-сцен от Пола Верховена.
12. Хардкор (Hardcore Henry, 2015). Это скорее для закрепления. Неслучайно, фильм Ильи Найшуллера оказался именно в конце списка. Когда вы уже можете без труда распознавать важные жанровые клише, появляется «Хардкор» и отправляет вас в веселое путешествие от первого лица в мир культового кино и его стереотипов. Разумеется, киберпанк здесь очень условный. Но это условие обязательно для того, чтобы вселенная «Хардкора» существовала. И именно в таких простых деталях вы и поймете, как это работает.
Источник: Maxim
Комментарии