Угроза из Космоса: почему никто не заметил болид над Челябинском раньше?

1. Первый астероид, сближающийся с Землей, был обнаружен в 1898 году. Впоследствии он получил номер 433 и имя – Эрос. Его можно увидеть в сериале «Пространство» В 1980 году астрономы Альваресы – отец и сын – сформулировали теорию столкновения Земли с крупным небесным телом (диаметром 8–10 километров) в далеком прошлом и связали образование гигантского кратера Чиксулуб в Мексиканском заливе с вымиранием динозавров. Так, в 1983 году всего в 4,67 миллиона километров от Земли пролетела только что открытая комета C/1983 H1 (IRAS-Araki-Alcock). Размер ее ядра был сопоставим с телом, столкнувшимся с Землей 65 миллионов лет назад.

2. После наблюдения за угрожающими небесными телами в США была принята государственная программа поиска опасных небесных тел, сближающихся с Землей. В 1998 году начал работу первый обзорный телескоп. За явлениями астероидно-кометной опасности регулярно ведется наблюдение. Однако, это не значит, что челябинский метеорит мог быть легко обнаружен.

3. Причина в том, что если орбита небесного тела находится внутри нашей орбиты, ее становится сложнее наблюдать. Даже Венеру – очень яркий объект – можно обнаружить лишь утром и вечером. Естественно, наблюдать тусклые объекты на сумеречном небе гораздо сложнее. Но даже в таких условиях, астрономы открыли несколько околоземных астероидов. Челябинский метеорит приближался с солнечной стороны, поэтому его не смогли обнаружить. Другая причина состоит в его маленьком размере – 17 м до входа в атмосферу. Характерное время упреждения для таких объектов – менее суток.

4. Челябинский инцидент опроверг теорию, что объекты до 50-80 метров в диаметре не могут быть опасны, хотя ранее именно так и считалось. Основные разрушения произошли не из-за столкновения с поверхностью, а из-за воздушного взрыва на высоте около 19 километров. Теперь к поиску опасных объектов подключили крупные телескопы, работающие по астрофизическим и космологическим задачам. Например, модернизированный 4-метровый телескоп, занимающийся поиском темной энергии – Dark Energy Camera.

5. К сожалению, сбить уже обнаруженный объект очень сложно. В реальности все, что могут службы оповещения, это рассчитать место и время падения, чтобы вовремя эвакуировать людей из зоны поражения. Для сравнения, если бы челябинский метеорит неожиданно упал в густонаселенных районах Европы, пострадавших было бы больше. Инструменты для бомбардировки таких объектов существуют, но для них необходимо хорошо знать их орбиту, чтобы составить наблюдательную дугу. Времени для таких расчетов может не хватить.

Подробнее – на сайте N+1