Музыка шума: как посторонние звуки вдохновляют нас

Ваш знакомый, который целыми днями слушает нечто, напоминающее шум перфоратора, не сумасшедший. Возможно, нойз помогает ему творчески мыслить. Множество исследований подтверждают, что умеренный уровень шума положительно влияет на творческие и умственные способности. Можете скачивать дискографию Merzbow или Prurient. Или просто почитайте в электричке.

Даниэлла Теджедер (Danielle Tageder) – современная художница. Наиболее известные ее произведения – абстрактные чертежи утопических городов. Ее работы были представлены на ​​более чем 100 выставках. Несколько ее произведений числятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея современного искусства Чикаго и Музея искусств Weatherspoon в Гринсборо. Ее студия находится в самом сердце Таймс-сквер.

«Я не думаю, что где-то еще в Нью-Йорке можно найти столь же громкое и безумное место», – говорит художница. Однако когда она пытается просто «уйти от всего этого», она теряет вдохновение. «Я посещаю множество резиденций художников в северной части штата, и я становлюсь полностью обездвиженной, когда я там. «Я понимаю, что это снижает уровень моего творчества. Там слишком спокойно».

По словам Даниэллы, Таймс-сквер обеспечивает ей шум, необходимый для постоянного вдохновения. Ее работы посвящены городской жизни. Художница признается, что пребывание в громкой индустриальной среде сливается с ее мыслями и чувствами и заставляет ее разум работать по-новому. Ей хотелось бы побывать в резиденции художника в Токио или ином крупном городе.

Danielle Tageder «Nocturnal Blue Machine Plan Universe with Method Angle Codes» (2014)

Уильям Паркер, композитор, контрабасист и видный участник авангардной джазовой сцены Нью-Йорка, живет в Ист-Виллидж. Он уверен: городской шум – неотъемлемая часть его музыки. Выросший в Бронксе, он питал любовь к звукам, окружавшим его. Она окрепла с началом музыкальной карьеры Паркера.

Для художников, музыкантов и многих жителей крупных городов индустриальный шум – это вдохновение, комфорт и особая энергетика. В докладе Центра Городского будущего 2013 года «Creative New York» было установлено, что «во то время, как стагнировали традиционные экономических факторы, такие как финансы и юридические услуги, творческие отрасли промышленности были одним из наиболее быстрорастущих сегментов экономики города». Производство фильмов и телевизионных программ за последнее десятилетие увеличилось на 53%. Архитектура (33% рост), театр, танец и музыка (26%), реклама (24%), изобразительное искусство (24%) и прикладной дизайн (17%) увеличили общую занятость в целом на 12%. Сегодня в городе зарегистрировано 14 145 творческих предприятий и некоммерческих организаций, что на 18% больше, чем десять лет назад.

Чувства в резонансе

Многочисленные эксперименты показали, что добавление шума может фактически улучшить восприятие сигнала. Явление, известное как стохастический резонанс, изначально объясняло периодичность изменения климата в ледниковых районах. Сегодня считается, что оно происходит во многих нелинейных динамических системах, включая человеческий мозг.

Команда под руководством Кейичи Китайо из Института мозга RIKEN впервые продемонстрировала этот эффект, проявляющийся в человеческом зрении. Шум, появляющийся в левом глазу испытуемых, увеличивал их способность обнаруживать сигнал правым. Стохастический резонанс наблюдается на каждом уровне нервной системы – от сенсорных рецепторов до нейронных сетей. Исследователи из Института Висс (Wyss Institute) в Гарварде использовали вибрационные стельки для добавления тактильного шума к подошвам ног – это способствовало улучшению тактильного восприятия и баланса. Кроме того, существует слуховой стохастический резонанс – звуковой шум, усиливающий обнаружение сопровождающего сигнала.

Оказывается, шум усиливает не только слуховое восприятие, но и другие чувства. Исследователи обнаружили, что определенный уровень шума делает более чувствительными пальцы, улучшает контрастность зрения и даже корректирует положение тела в пространстве – последнему способствует усиление проприоцептивных сигналов. Это явление, отражающееся на нескольких типах восприятия, называется кросс-модальным стохастическим резонансом. Кроме того, шум может улучшить память и более сложные когнитивные процессы, такие как способность составлять суждения, и даже сделать нас изобретательнее.

В 2012 году Рави Мехта и команда исследователей из Университета Британской Колумбии предположили, что шум и мозг находятся в сложных взаимоотношениях: слишком сильный или, напротив, слишком слабый шум мешает когнитивным процессам, однако умеренный уровень заставляет нас мыслить творчески. Эти отношения называются эффектом Златовласки. Ученые проверили эту гипотезу экспериментально. Сначала они смиксовали так называемый «интершум» – звуки, которые мы привыкли слышать в повседневной жизни: разговоры людей в кафе, шум автомобилей и звуки стройки. Затем они давали послушать этот звуковой коктейль студентам, находящимся в трех разных комнатах. Первая группа слушала интершум с уровнем громкости 50 дБ, вторая – 70 дБ, а третья – 85 дБ. Во время прослушивания студенты выполняли тест на ассоциации (RAT). Вопросы состояли из трех или четырех слов, и было необходимо догадаться, к какому общему понятию они относятся. Например, для «полки», «чтения» и «концовки» правильным ответом является «книга». Число правильных ответов отражает способность мыслить творчески и ассоциативно.

Студенты, работавшие в условиях умеренного уровня шума, дали больше всего правильных ответов, в среднем на 1,5 больше, чем в условиях с низким уровнем шума, и на 1,9 больше, чем с высоким уровнем шума. Когда участников попросили придумать творческие идеи для нового матраса, участники с низким и средним уровнем шума генерировали больше идей, чем участники с высоким уровнем шума, но идеи участников с умеренным шумом команда независимых экспертов оценивала как «наиболее творческие». Исследователи следили за уровнем гормона кортизола, который может влиять на повышение продуктивности участников.

Результаты свидетельствуют, что умеренный уровень шума вызывает технологическую «дисфлюенцию» – потерю скорости обработки информации. Дисфлюенция – мера умственной дистанции: ее присутствие определяется, когда разуму становится трудно фокусироваться на деталях. Вместо этого мозг переключается в «рассеянный» режим, когда мысли витают около предмета, но не позволяют анализировать его рационально – именно так мы думаем во время творческой деятельности. Оптимальный уровень шума, по определению Мехты, составляет 70 дБ – это переполненное кафе или движение в центре города.

Транквилизатор для гиперактивности

Это вовсе не означает, что городской шум вдохновит любого человека на творчество. Комфортный уровень шума – это нечто индивидуальное, следующее симфонии тела каждого из нас. Взаимодействие органов, электрические сигналы, передающие приказы мозга мышцам, составляют внутренний шум, который конкурирует с внешним. Однако ученые заметили, что шум помогает людям с СДВГ.

Зачастую у гиперактивных людей низкий уровень дофамина, что приводит к проблемам с концентрацией и памятью, а также обостренной реакции на внешние стимулы. Шум может несколько «успокоить» их. Исследователи под руководством Горана Содерлэнда (Göran Söderland ) обнаружили, что люди с СДВГ лучше справлялись с когнитивными задачами при уровне окружающего шума 81 дБ, в то время как эффективность контрольных групп снижалась.

«Сильные, нерелевантные раздражители могут легко нарушить концентрацию, приводя к проблемам внимания, тогда как обедненная среда может быть компенсирована гиперактивностью. Тем не менее, умеренные уровни возбуждающих стимулов могут быть полезны для когнитивных функций», – пишут ученые.

По мнению исследовательской группы, шум влияет на поведение дофамина, который тесно связан с механизмом СДВГ. Увеличение разницы между внутренним шумом и внешней стимуляцией помогает нам отделять значимые внешние сигналы от бессмысленного внутреннего неврологического и химического грохота. Другими словами, наше отношение сигнал-шум растет.

У людей с СДВГ уровень дофамина, как правило, слишком низок – до тех пор, пока не появятся внешние раздражители. В этот момент дофамин наводняет синаптическую щель и заглушает сигнал, а затем втягивается обратно в систему, создавая еще больше шума и путаницы. Умеренный уровень постоянного шума действует как классическая стохастическая резонансная система: сигнал усиливается и остается на месте. Уровень дофамина поднимется на волне шума, но мягко, без резких приливов. Лекарства от СДВГ изменяет баланс дофамина и внешних стимулов, и пациенты часто сообщают о повышенной чувствительности к внешнему шуму.

Целебный шум

Жить в крупном городе означает привыкнуть к шуму. Люди со временем перестают жаловаться на звуки проезжающих автомобилей. Однако их тела все еще сопротивляются. Арлин Бронзафт, экологический психолог, специализирующийся на изучении эффектов шумового загрязнения, предупреждает, что даже привычный вашему слуху уровень шума может вредить организму.

«Люди часто используют фразу:»Я привык к шуму». Однако вам приходится использовать энергию, чтобы справиться с ситуацией. Угадайте, какой ценой вам достается привычка? Это износ вашего тела», – говорит эксперт.

Все эти отбойные молотки, сирены и ночные мусоровозы пробиваются в ваши зубы, уши, мозг и сердце. Исследования, проведенные в промышленных условиях, давно продемонстрировали взаимосвязь между воздействием шума и сердечно-сосудистыми расстройствами. В 2006 году доктор Хильдегаард Ниманн обнаружил, что люди, подвергшиеся воздействию городского шума, жили меньше, чем могли бы, благодаря повышенному риску сердечных заболеваний, депрессии, мигрени и проблемам с дыхательной системой. Не говоря уже о потере слуха, которая возникает после продолжительного воздействия звуков громче, чем 85 дБ. Эти эффекты усугубляются стрессом.

Однако тишина тоже бывает громкой. Многие люди, переезжающие в пригород, не могут заснуть. Они становятся чувствительными к самым тихим звукам. Спокойная обстановка, пришедшая на смену шуму большого города, может вызывать «сенсорную недостаточность». Пониженный уровень стимуляции влечет более высокий уровень шума нервной деятельности. Люди, пытающиеся заснуть ночью, часто сообщают о внутренней сверхстимуляции или «мчащихся мыслях» – вместо внешних раздражителей. В таких случаях врачи иногда прописывают белый шум – умеренный, постоянный внешний источник шума – для успокоения мыслительных гонок. Так что, если вы переехали из Москвы в тихий городок, самое время послушать индастриал. Или нежный эмбиент – зависит от вас.

Оригинал статьи

Комментарии