Что принесет миру соперничество SpaceX и Blue Origin
Недавний запуск и приземление суборбитального корабля New Shepard (Blue Origin) и попытки запуска ракеты Falcon 9 (SpaceX) с посадкой первой ступени на плавающую платформу позволяют с уверенностью говорить о будущем многоразовых космических кораблей.
Чуть больше месяца назад, 22 января, частная космическая компания Blue Origin успешно запустила и посадила многоразовую ракету New Shepard во второй раз. Ни одна ракета в истории частной космонавтики не делала этого дважды, поэтому полет New Shepard – это огромное достижение и повод для радости тех, кто жадно следил за стремительным развитием негосударственной ракетно-космической отрасли.
Тем не менее, находятся те, кто пытается свести впечатляющие результаты разработок многоразовых космических аппаратов к побочным эффектам мелочного соперничества двух крупных предпринимателей: Илона Маска из SpaceX и Джеффа Безоса из Blue Origin. Это желание объяснимо. Образ миллиардеров-плейбоев, расточающих деньги на тщеславие космических компаний, стал настолько распространённым в последнее время, что порой кажется смешным.
twit text
— Jeff Bezos (@JeffBezos) 22 декабря 2015 г.
Перевод: Поздравляю SpaceX с приземление ступени. Добро пожаловать в клуб!
И все же SpaceX и Blue Origin на самом деле соревнуются не друг с другом, а с экономикой космических полетов. Мечта о полностью многоразовых космических аппаратах восходит ещё к ретрофутуристичным комиксам. Первой ласточкой был печально известный, частично многоразовый NASA Space Shuttle.
Представление о том, что разработка многоразовых космических аппаратов лишь тешит самолюбие миллиардеров-предпринимателей, недальновидно и глупо. Затраты на один полет столь велики, что жизнеспособная космическая компания не может позволить себе отказаться от своего транспортного средства после каждого запуска. Поэтому частным космическим компаниям необходимы ракеты, которые могут доставлять полезную нагрузку на орбиту несколько раз – чтобы выжить, не говоря уже о том, чтобы процветать. Только крупные правительства способны подписаться под бездумной растратой миллиардов – и даже они предпочли бы не делать этого.
Так что красота этого «соревнования» между SpaceX, Blue Origin, и любой другой компании, готовой вступить в космическую гонку, заключается в том, что в финале мы гарантированно получим космический корабль многоразового использования, и скорее раньше, чем позже. Спор о том, являются ли ракеты, которые успешно приземлились, орбитальными или суборбитальными не имеет значения: достаточно того, что технология проходит испытания, а эксперименты добавляют знаний в копилку человечества.
В конце концов, не Илон Маск и не Джефф Безос извлекут выгоду из успешных запусков многоразовых космических аппаратов. Каждый из нас, наблюдающих за успехами и неудачами SpaceX и Blue Origin, в итоге разделит с ними плоды их стараний. Наши знания становятся все обширнее, темп развития технологий активности ускоряется, кривая обучения резко возрастает – это расчищается дорога к звездам.
В то же время грязная, неблагодарная работа по разработке успешной многоразовой ракеты продолжается. Blue Origin уже дважды запустил и посадил New Shepard. В декабре 2015 года ракета Falcon 9 вернулась с орбиты и красиво опустилась на стартовую площадку на мысе Канаверал. Сейчас SpaceX учится сажать космические аппараты на автоматизированные баржи в середине океана. Сегодняшняя, четвертая по счету попытка посадить первую ступень ракеты провалилась, но когда-нибудь компания достигнет успеха.
Возможно, очень скоро мы не сможем представить себе ни одной частной космической компании без собственных, полностью многоразовых космических аппаратов. Но на этом космическая гонка, скорее всего, не закончится: стоимость запуска перестанет быть астрономической, на арену выйдут новые игроки – и SpaceX и Blue Origin придется придумывать новое направление изысканий, чтобы в итоге вновь стать первыми.
Впрочем, в космосе на всех хватит места.
Комментарии