Facebook 13 лет: формирование повестки дня, воровство технологий и новые горизонты. Мнение экспертов
Динозавру социальных сетей – Facebook – сегодня исполняется 13 лет. Чего он добился за эти годы и к чему, по мнению экспертов, стремится– в материале «Футуриста».
Ровно 13 лет назад, 4 февраля 2004 года, мир впервые увидел Facebook. Тогда его аудитория ограничивалась студентами «Гарварда». По сути Facebook был площадкой общения для своих, форумом-перевертышем, где можно не прятать лица. Похоже, что 13 лет спустя Facebook стремится вернуться к своим идеологическим корням и «кучковать» пользователей по интересам, местам работы и просто тусовкам.
Первые шаги в этом направлении социальная сеть сделала в 2006 году, когда внедрила умный алгоритм формирования ленты. Ссылаясь на исследования психологов и социологов, Facebook взял на себя смелость определять наполнение новостной ленты каждого пользователя, показывать то, что потенциально близко ему по духу, и скрывать «неинтересные» посты, записи друзей и неподходящую рекламу. По сути это сблизило социальные сети с традиционным телевидением: и в том, и в другом случае за человека решают, что ему смотреть и читать.
Игорь Чубенко, эксперт по работе в блогосфере, digital-специалист, автор Chublogging, прокомментировал нынешнее положение социальной сети:
«Именно Facebook мы обязаны «капсулированием» своей личной повестки дня. Наверняка каждому приходилось слышать (и даже говорить) нечто, вроде: «Я не знаю кто это мог бы полюбить, в моем окружении все это ненавидят» или нечто подобное. Facebook еще больше сузил тоннельное мышление – сопротивляться своей ленте пользователи не могут, такая адаптация еще не наступила. В итоге мы видим, что Facebook действительно работает как технология группирования людей, причем эти объединения носят не только характер ориентации на какую-то задачу (например, борьба за права дольщиков), но и по личным интересам и высказываниям. Проще говоря, Facebook предлагает вам в ленту и друзья людей, с которыми вам комфортно и лишает вас более широкой повестки дня, различия мнений и взглядов. С моей точки зрения это весьма неоднозначная новация, у которой есть весьма существенные недостатки. С другой стороны – эта новация неизбежная: информации так много и микрофон теперь есть буквально у каждого, читать и переваривать мысли, высказывания и рассуждения многих людей банально не хватает времени. Полагаю, что через пару лет накопится достаточно практического опыта у социологов и психологов для более тщательного анализа этого феномена».
В деле запуска умных новостных алгоритмов Facebook стал первооткрывателем. Это позволило соцсети убить сразу трех зайцев. Во-первых, снизить информационную нагрузку на конечных пользователей. Во-вторых, заставить их проводить на странице больше времени (чем интереснее лента, тем меньше соблазна перейти на соседнюю вкладку браузера). А, в-третьих, мотивировать рекламодателей сотрудничать (и, разумеется, платить больше). Ведь угадать, как именно работает умный алгоритм, практически невозможно: он корректируется каждые несколько месяцев. Приходится раскошеливаться, чтобы точно вписаться в интересы целевой аудитории.
Алгоритм формирования ленты много раз критиковался. Так, после президентских выборов 2016 года ряд популярных американских СМИ заявил, что Дональд Трамп одержал победу из-за технологии отбора новостей в ленте пользователей. Посты с фейковыми новостями (вроде того, что Барак Обама – мусульманин, а семейство Клинтон связано с убийством своего друга и соратника юриста Винса Фостера) набирали много лайков, и из-за этого демонстрировались все большему числу людей. По мнению авторов статей, лживые, но популярные посты влияли на настроения общества и тем самым обеспечили весьма спорному кандидату Дональду Трампу победу. Марк Цукерберг назвал обвинения чушью, несмотря на исследования социологов, утверждавших, что новостная лента и комментарии под популярными постами могут напрямую повлиять на результаты выборов. Сейчас, в начале 2017, Facebook вновь совершенствует алгоритм выдачи информации в ленте. Причем именно с целью борьбы с фейковыми, неактуальными новостями и аккаунтами.
Плагиат или мультипл?
В 2017 году Facebook вышел на новый уровень группировки пользователей. Новоиспеченная функция «Найти друзей», стартовавшая 1 февраля 2017 года во всем мире, призвана расширить привычный круг общения за счет знакомства с теми, кто заранее соответствует предпочтениям, интересам и установкам пользователя. В специальной форме нужно лишь указать, кого и с какой целью ты ищешь, и алгоритм покажет, с кем пойти на свидание, а с кем из коллег обсудить политику (не вдаваясь в споры, потому что собеседник скорее всего будет единомышленником). Выходит, что круг, действительно, прибавит новых лиц, но не обогатится ни новыми идеями, ни мнениями.
Сама идея подобного сервиса не нова – то же самое сейчас делают Tinder в романтическом ключе и LinkedIn – в деловом. Компания Facebook в последние годы вообще частенько пестрит обновлениями, которые, мягко скажем, не назовешь инновационными. Взять хотя бы поиск картинок по описанию с помощью технологий глубокого машинного обучения Lumos (уже реализовано в некоторых поисковиках и специализированных ресурсах), грядущее приложение, ориентированное на просмотр видеоконтента (конкурент уже успешных проектов Netflix и Amazon), и скандальную гарнитуру виртуальной реальности Oculus VR (суд обязал Facebook выплатить 500 млн долларов за кражу технологий, которые легли в основу этой разработки). Складывается ощущение, что за последние 10 лет Facebook сдал в позиции инноватора. И неужели все, что сейчас может предложить рынку крупнейшая социальная сеть – вторично?
Доктор Хаус в мире SMM, отец и вдохновитель CEO Combot Федор Скуратов может подтвердить эту точку зрения:
«С точки зрения мессенджеров, Facebook практически на 100% копирует разработки других компаний. Это неудивительно, основная задача компании – генерировать прибыль для акционеров, и запускать революционные продукты здесь сложно. В целом, Facebook ориентируется на китайский WeChat, Snapchat и на мессенджеры поменьше. Как ни странно, в этом ряду стоит и Telegram Павла Дурова».
Однако найти исходники популярных идей и продуктов бывает не так просто, как кажется. Теория множественных независимых открытый (мультиплов) вообще гласит, что большинство прорывных идей просто обязаны прийти одновременно в несколько светлых голов. Думаю, изобретатели радио, авторы неевклидовой геометрии и теории эволюции видов с ней согласились бы. Возможно, на суде c ZeniMax Media именно к этому и апеллировал Марк Цукерберг, но ему то все равно не помогло.
«Идеи – это не товар, их нельзя украсть, они не обладают какой-то заведомой ощутимой стоимостью. Грубо говоря, идеи без конкретных механик воплощения, без бизнес-планов, по факту не обладают сущностной стоимостью, целиком и полностью являясь стоимостью эмоциональной в обсуждениях людей. Заимствует Facebook или разрабатывает сам – здесь нет существенной разницы, если речь идет именно об идеях, а не опытных образцах или механиках. Навскидку я не могу припомнить, чтобы Facebook полностью заимствовал чью-то новацию: он либо ее сильно обрабатывает, выдавая на выходе существенно измененный продукт, с новым пользовательским опытом, либо банально покупает команды, которые воплощают перспективные идеи. Не надо забывать, что Facebook находится под американской юрисдикцией, а практика авторского права в США весьма существенна и адаптивна: в открытую один-в-один скопировать что-то банально стоит гораздо больших издержек, чем адаптация и переосмысление чужого опыта. К порогу сомнительного заимствования ближе «Вконтакте», к примеру, в случае практически полного копирования механики и внешнего вида Instagram Stories», – объясняет Игорь Чубенко.
Да и стоит ли судить Facebook за стремление держать нос по ветру и улавливать тончайшие тенденции IT-сферы? Пусть гиганту рынка не удается быть юрким трендсеттером, зато в диффузии инноваций он неплохо справляется с ролью раннего последователя. Идеальный пример: в 2012 году Facebook приобрел Instagram за 1 млрд долларов, когда в перспективы этого фотосервиса мало кто верил. С тех пор месячная аудитория Instagram выросла в 16,5 раз (с 30 млн до 500 млн пользователей). Реклама в этой соцсети появилась только осенью 2016 года, но в России он уже зарабатывает больше, чем материнский Facebook.
Однако другая крупная сделка Facebook – покупка феврале 2014 года мессенджера WhatsApp за феноменальные 22(!) млрд долларов – вызывает вопросы. Facebook планировал начать монетизировать WhatsApp после достижения аудитории в 1 млрд пользователей. Этот рубеж мессенджер преодолел в середине 2016 года, но о доле WhatsApp в годовом финансовом отчете 2016 года Facebook не упоминает.
Экспансия и единая точка входа в интернет
Но вряд ли Facebook сильно переживает об убыточности WhatsApp. В финансовом отношении у социальной сети все неплохо. В 2016 году компания получила 10,217 млрд долларов чистой прибыли. Для сравнения, в 2015 году Facebook получил 3,688 млрд долларов и показал рост более, чем в 2,5 раза. Чтобы сохранить такие темпы роста, компания должна активно расширять базу пользователей. Марк Цукерберг грозится достичь ежемесячной аудитории в 2 млрд человек. Сейчас же она составляет 1,82 млрд пользователей. Чтобы совершить этот миллионный рывок, компании придется проявить изобретательность. Ведь по некоторым данным популярность социальной сети в развитых странах начала падать.
«У сервиса (Facebook в развитых странах) существует понятная проблема – молодежь пользуется им все меньше, как в России – «Одноклассниками». Эта проблема будет усугубляться, и как ее решать, ФБ не знает. Потому что, как и в случае с любым другим социальным сервисом, тут дело не в продукте, а в социальной страте. Мода меняется, тусоваться там, где (сидят) твои родители, подростки не будут. Можно ли это в принципе исправить? Нет, нельзя, каждому поколению нужны свои герои», – пояснил Федор Скуратов.
Но останавливаться и признавать поражение Facebook однозначно не намерен. Новая стратегия компании – экспансивный рост за счет слабо вовлеченных в интернет-коммуникацию жителей стран Третьего мира. «Они (Facebook) сосредоточились на «проникновении» интернета в Африку и другие беднейшие страны», – говорит Федор Скуратов. С этой целью в 2016 году Facebook запустил собственный беспилотник Aquila на солнечных батареях для раздачи бесплатного интернета в труднодоступных регионах мира. Их цель – подключить к сети 4 миллиарда человек, тем самым расширив аудиторию своих продуктов.
Еще один вариант развития Facebook – создание на базе социальной сети принципиально нового платформенного объекта, единственной точки входа пользователей в интернет. Представьте, что будет, если социальная сеть сможет заменить и поисковики, и видеохостинги, и фотосервисы, и почтовые клиенты, и мессенджеры, и облачные сервисы хранения данных? Что, если мы вообще не вспомним о существовании SMS или браузера? Звучит откровенно нереалистично, но в 2012 году предсказать взрывной успех Instagram тоже мало кто мог. Мечта о мировом господстве над умами пользователей вполне способна стать голубой птицей любого крупного сетевого проекта, и привыкший к лидерству Facebook – не исключение. Кто знает, может, именно для этих целей Facebook капсулирует повестку дня, ограничивая круг мышления и общения пользователей, впитывает все IT-новинки, не боясь обвинений в плагиате, и стремится затянуть в интернет-сети вторую половину земного шара? А если беднейшей половине мира будет доступен только интернет по версии Facebook? История показывает, что команда Марка Цукерберга не боится рисковать, умеет делать верные ставки, много работать и настойчиво продвигаться к своим целям. Так что будущее Facebook представляется как минимум богатым и интересным, а как максимум – фантастическим.
«В недалеком будущем, буквально в следующие 5-8 лет, с точки зрения сетевых технологий будет одна глобальная война сервисов за создание единой точки входа в сеть. Учитывая опыт различных социальных сетей можно смело сказать, что именно у них наибольшие шансы на создание такой точки: пользователю не нужны будут иные сайты, даже поисковики потеряют свою популярность (…). Именно поэтому перспективные сетевые кампании тратят ресурсы на сопутствующие технологии погружения в онлайн: от VR (гарнитур виртуальной реальности) до виртуального секса, от стримов до киберспорта. Интернет нового типа – это интернет входной точки. (…) Поколение сегодняшних 10-20-летних определяет, куда и как стоит вкладываться соцсетям. И Facebook это бесспорно анализирует и делает необходимые выводы», – резюмирует Игорь Чубенко.
Комментарии