Как перенаселение влияет на психику? Ужасающий эксперимент

Сейчас на Земле живет около 7,5 миллиардов человек, и рост населения не останавливается. Как верно использовать крайне ограниченные ресурсы на такое количество людей?

перенаселение

С 1950-1970-х годов большинство дискуссий о перенаселении сосредоточено на его материальных аспектах, и лишь немногие задумываются о психологических последствиях скученности. Одним из главных исследователей психологических проблем перенаселения был доктор Джон Б. Кэлхун (1917-1995), изучавший поведение популяций мышей в ограниченных пространствах. Доктор Кэлхун был научным сотрудником Национального института психического здоровья (NIMH). Его самый известный эксперимент назывался «Вселенная 25»: четыре пары мышей поместили в утопические условия: ешь и пей сколько влезет, вокруг чистота, постоянная температура и ни одного болезнетворного микроба. Простор, однако, был ограниченным: вольер был рассчитан на 3000 мышей.

Почему Кэлхун выбрал для наблюдений именно мышиные популяции? Мыши, для тех, кто не знает, очень социальные существа. Если среда позволяет, они делятся по социальным ролям, очерчивают личные территории и строят собственную социальную иерархию. Именно поэтому эксперимент на мышах дает шанс экстраполировать результаты и задуматься, на каком уровне сейчас находится человечество.

В своем эксперименте «Вселенная 25» доктор Кэлхун выделил четыре «эпохи»:

Дни 0-100: Эра «Стремления». Мыши привыкают к новому миру, создают личные и семейные территории.

Дни 100-315: Эра «Подвига». Мышиное население удваивается приблизительно каждые 60 дней. Мыши в полной мере пользуются неограниченными ресурсами и в целом ведут себя нормально.

Дни 315-600: Эра «Равновесия». Разрушаются социальные роли. Мышам, рожденным в этот период, внезапно начало не хватать места. В результате возникали случайные акты насилия. Некоторые мужские особи отказались от сексуального поведения и сосредотачивались на сне, еде и уходу за собой, демонстрируя в тестах явную глупость. Кэлхун назвал этих самовлюбленных одиночек «Красавцами».

Дни 600-800: Эра «Смерти». Спад численности мышиного населения после достижения пика в 2200 особей. После 600 дня ни одна мышь не дала потомства. В конечном счете колония вымерла. Мыши из этой колонии, помещенные в новые условия, демонстрировали неустойчивое поведение и не смогли дать потомство. Одно из их отличительных качеств – чрезмерная жестокость.

Доктор Кэлхун вдохновил многих ученых и даже писателей. Именно этот эксперимент лег в основу детской книги «Госпожа Фрисби и крысы Н.И.М.Х» и мультфильма «Секрет Н.И.М.Х».

Но что же случилось с мышами? Почему они вымерли? Ведь грызунам не удалось восстановиться, даже когда всем вновь стало хватать места. Кэлхун чувствовал, что мышиная популяция умерла дважды: первая смерть была духовной, что привело к хаосу и безумию. Вторая, физическая, смерть колонии была после этого неизбежна.

Что это значит для нас?

Доктор Кэлхун предполагал, что результаты его исследований могут быть экстраполированы на все человечество. Особенно учитывая, что мы уже к 1970-м успели решить многие важнейшие вопросы нехватки ресурсов и теперь ограничены только пространством. И мыши, и люди имеют социальные роли, и несмотря на гораздо более высокий интеллект человека по сравнению с мелким грызуном, человек также демонстрирует странное поведение в условиях стресса.

Перенаселение ведет только к насилию и разрушению социальной организации. ... Лица, родившиеся в этих условиях, будут настолько оторваны от реальности, что не смогут восстановить нормальное поведение даже в новых условиях. Наиболее сложные варианты поведения фрагментируется. Приобретение, создание и использование идей, подходящих для жизни в постиндустриальном культурно-понятийно-технологическом обществе, будет заблокировано, – сказал Доктор Кэлхун.

В дальнейшем он рассуждал, что ключевым вопросом была не плотность населения, а степени разделения социальной организации и уровни взаимодействия мышей, вызывавшие стресс. Если одна мышь могла спрятаться от другой, пусть даже на короткое время, это уменьшало последствия ее агрессивного эмоционального взрыва, вызванного перенаселением. Чтобы проверить результаты эксперимента, Доктор Кэлхун повторил его почти 100 раз, и каждый из них заканчивался одинаково: популяции с неограниченными ресурсами в ограниченном пространстве просто вымирали.

Может ли это случиться с нами?

Доктор Кэлхун не был столь пессимистичен (хотя любой может привести несколько ужасающих аналогий с «Красавчиками»). Ученый вовсе не считал, что человечество обречено. Да, сложно не жаловаться на глупость и самовлюбленность молодых поколений, вызванную обилием социальных связей. Но все-таки мы люди. Человечески потенциал поиска новых областей для жизни гораздо выше мышиных. Мы можем улететь в космос, можем создавать на Земле новые территории. Да и творческие способности человека позволяют ему по-разному реагировать на изменения окружающей среды. И доктор Кэлхун верил, что человечество все-так не допустит самоуничтожения и не доведет свою жизнь до тотального ада «Вселенной 25».

Оригинал статьи

Фото: Big Think

Комментарии