Lego: 18+. История игрушек

Прошли времена, когда бородатому мужику было не комильфо пыхтеть над кирпичиками Lego. Сегодня из популярного конструктора строят не только мебель, дома, феноменальные башни и парки-Леголенды, но и модели Cолнечной системы, кондитерские принтеры, автоматы по продаже пиццы, напитков и даже автомобили на воздушном двигателе. Да, все это работает и ездит. Так как детской игрушке удалось сломать систему и стать вневозрастной системой конструирования?

В 2015 году американская компания EverBlock Systems начала продавать гигантские Lego-блоки. Из них можно строить мебель, стены и целые дома, попутно ностальгируя о славном детстве, где деревья были выше, а детали Lego – меньше. Впрочем, размер значения не имеет. Из Lego невозможно вырасти.

Lego, детство и посмодерн

Lego – это не просто игрушка, это целый мир. Конечно, конструкторы существовали и раньше: взять хотя бы обычные детские кубики. Но в 1949 году производитель игрушек из Дании Lego Company выпустил первые пластиковые блоки с шиповым соединением и открыл новую эру игры.

До этого в детских руках оказывались только цельные игрушки (и ломать их было нельзя!) либо кубики для строительства, дома из которых рассыпались от любого чиха. Детям вообще можно было играть только строго по правилам или ролям. Потому появление простого конструктора, из которого ребенок может собрать почти любую игрушку, а потом разрушить ее без ущерба для себя, произвело настоящую революцию в детской игре как таковой. Именно конструктор Lego заложил первый кирпич в становление игры в стиле постмодерна, где ребенок свободен в своей воле. Строй, ломай, играй – теперь все можно!

Оффтоп: Справедливости ради стоит сказать, что это относится скорее к Америке и Европе. В средине ХХ века советские дети в Lego не играли, да и детство у них было другое – с равнением на идеал. Зато у детей Советов был крутой металлический конструктор. Но энтузиасты, увы, не строят из него сегодня самоходные машины.

Впервые дети получили возможность так просто реализовывать страсть к конструированию и созданию нового, отступая от образцов. Начиная с 60-х годов прошлого века легким движением руки машина из Lego превращается в дом и обратно, попутно настраивая детей на новый стиль мышления. И вот, что мы имеем в результате: взрослых, которые не боятся экспериментировать, прекрасно разбираются в технике и собирают сложные модели Lego уже со своими детьми и внуками.

Гики родом из Lego

Как это работает? Неужели простой конструктор действительно может повлиять на развитие мозга? Ученые говорят, что да, может. В 2001 году американские исследователи опубликовали результаты многолетних наблюдений. В 1982 году они отобрали 37 детей 4-хлетнего возраста и задокументировали, чем и как они играют. В 1998 году заглянули в их школьные табели, чтобы найти закономерности. Оказалось, что детская любовь к конструкторам напрямую коррелирует с успехами по математике, причем не в начальной школе (что можно было бы предположить), а начиная с возраста 11-12 лет. Во взрослом возрасте эти люди сохранили свою приверженность конструированию.

Но Lego-эффект связан с развитием он не только инженерных способностей и логики, но и речевых навыков. Вот российское исследование из городка Муравленко. В детском саду педагоги протестировали старших дошкольников и определили их уровень социально-коммуникативного развития. Оказалось, что значительная часть детей (41%) имеют низкие показатели: они пассивны, конфликтны, равнодушны, не высказывают своего мнения, отказывают в помощи сверстникам и не принимают ее от взрослых. На основании программы Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду», рекомендованной Министерством образования РФ, педагоги детского сада разработали проект «Чудо-лего». Его цель – научить детей играть с конструктором, строить модели по образцу и создавать собственные объекты. За 2 месяца реализации проекта число детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития снизилось на 19%, а число детей с высоким уровнем – выросло на 12,5%. Эти дети начали легче вступать в контакт, проявлять отзывчивость и готовность к взаимодействию с детьми и воспитателями, стали более открытыми и заинтересованными в чем-то новом. А взрослые, выросшие вместе с Lego, всегда готовы передать свой позитивный опыт отпрыскам.

Действительно, педагоги давно поют Lego дифирамбы: он развивает мелкую моторику, логику, творческие способности, эстетической восприятие, в конце концов. Родители им вторят, радуются, что удалось найти игрушку, которая одновременно полезна и интересна ребенку, и покупают чадам наборы Lego. При этом они руководствуются двумя противоположными целями. Первая – отдать конструктор детям, чтобы на время их занять. Вторая – собрать модель вместе с ребенком, а то и вовсе самому – интересно же!

«Конструктор Lego – это больше, чем игрушка. Это творчество. Множество взрослых чрезвычайно им увлечены. С помощью Lego можно сотворить самые удивительные вещи, которые даже сложно вообразить. Люди просто любят делать новые вещи, это составляет их суть», – заметил генеральный директор Lego Йорген Виг Кнудсторп в 2014 году.

В общем, популярность Lego у современных взрослых и преемственность этой любви детьми объяснятся просто. Казалось бы – рай для производителя. Однако несмотря на успех второй половины прошлого века, в нулевых Lego Company чуть не обанкротилась. В чем же дело?

Не только кирпичики

До начала 1990-х годов Lego Company была весьма успешна, регулярно выпускала в новые тематические наборы и входила в тройку наиболее популярных производителей игрушек. И вдруг появились приставки, компьютеры и электронные игры. Кубики Lego казались детям чем-то замшелым, пережитком прошлого века. Продажи пошли вниз. Руководители попытались выйти на новые рынки: одежда, бижутерия, парки развлечений (Леголэнды), те же компьютерные игры, но финансовые показатели год от года становились только хуже. В 2003 году убытки компании составили 1,6 млрд датских крон.

Нужно было что-то сделать. И Йорген Виг Кнудсторп сделал: провел полномасштабное исследование семей и игровой деятельности в США и Германии. Предполагалось, что у детей просто нет времени играть с конструкторами, потому из-за школы и кружков их дни расписаны по минутам. Но оказалось, что мальчики и девочки по-прежнему готовы находить время для того, что им на самом деле интересно. Причем именно потому, что задыхаются от родительского контроля и строгого графика. В воображаемых мирах компьютерных игр они находят так желанную ими свободу, состязательность, иерархию и общение. Так появился новый (и одновременно старый) курс развития компании: «Мы начинаем делать Lego для людей, которые любят Lego за то, что это Lego». Отсюда и девиз: «Вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня».

Да, дети пропадают в смартфонах и планшетах. Так пусть обычные бумажные каталоги Lego открывают 3D-миры новых серий благодаря приложениям, а собранные в реальности модели оживают в мобильных играх. Дети любят комиксы и супергероев – так воплотим их! Именно благодаря интересам маленьких и больших потребителей появляются новые интерактивные программируемые наборы Lego, с помощью которых можно создавать машины, аппараты и роботов с реально обширными возможностями. Но компания пошла еще дальше. В январе 2017 года Lego Company представила на международной выставке CES 2017 новый набор Lego Boost. С помощью смартфона и входящих в комплект сенсоров, датчиков, электронных модулей можно роботизировать и оживить модель из любой, даже старой серии Lego!

Все по-взрослому

Именно такой подход вдохновляет на технотворчество и детей, и взрослых. Современный конструктор Lego – это не детская игрушка. Вернувшись к своим истокам, Lego Company смогла оседлать новейшую технологическую и DIY-волну. Хочешь робота? Сделай себе робота. Хочешь принтер? Сделай принтер! Сегодня Lego как никогда оправдывает свое звание «умной игрушки» и не только следит за трендами, но и создает их, учитывая при том пожелания великовозрастных фанатов.

В 2014 году вышел полнометражный героический «Лего.Фильм», за первые выходные собравший в прокате 69,1 миллиона долларов. На Оскар лента претендовать не смогла, поэтому собрала из кубиков свой собственный. Причем, не только для себя, но и для половины актеров на церемонии награждения, что вызвало восторг интернет-аудитории. И будем честными: посмотреть «Лего. Фильм» собирались не столько дети, сколько гиковатые дяди и тети. Компания это учла: новая полнометражка 2017 года «Лего. Фильм. Бэтмен», судя по трейлерам, явно рассчитана на взрослую аудиторию.

А если серьезно? Для бизнесменов и менеджеров высшего звена Lego Company тоже нашел «цветочек аленький». Выбираясь с самого дна, куда погрузили Lego компьютерные игры 90-х, руководство Lego Company прошло все круги ада. Потом собралось, проанализировало свои мучения, и создало бизнес-метод развития Lego serious play. По сути это специальные игровые наборы для тренингов и стратегических сессий. Фишка в том, что мелкомоторные манипуляции и ручной труд позволяют активировать те области мозга, которые не участвуют при рядовых застольных совещаниях. Поэтому и эффективность такой мыслительной работы, как утверждают участники, гораздо выше.

В общем, сегодня оспорить флагманские позиции Lego Company вряд ли кто возьмется. Остается только представлять, как конструкторы Lego войдут в виртуальную реальность и сойдутся с VR-гарнитурой от Sony Playstation, HTC и Oculus. И что-то подсказывает, что это дело недалекого будущего.

Комментарии