Варвара Чумакова: «Неспособность справиться с потоком информации мучила еще греков»

Казалось бы, лучший подарок – книга. Но в период сессий и сдачи годовых отчетов этот лайфхак не всегда работает. Откуда берется информационная перегрузка и как с ней бороться, рассказывает кандидат культурологии и преподаватель Департамента медиа НИУ ВШЭ Варвара Чумакова.

Информационная перегрузка: выжить в ленте новостей

Что такое информационная перегрузка? Состояние, когда ты видишь в ленте информацию, но не можешь к ней вернуться после, боишься открывать почту, потому что там тебя ожидает куча разнородной информации, или стоишь в книжном и, понимая, что не бессмертен, со вздохом кладешь двенадцатую книгу на место.

Единственного определения, что такое информационная перегрузка, нет. Нет и одного смысла, который вкладывают в эти слова те, кто перегрузку, собственно, испытывает. Описанное в вопросе, скорее часть симптомов, чем сама перегрузка. Она может проявляться по-разному.

В знаковой статье The Concept of Information Overload Эпплера и Менгиса можно найти систематизацию различных кейсов, в которых перегрузка возникает, ее симптомы и последствия. Если выделить самое общее, то ситуацию информационной перегрузки можно представить в виде U-образной кривой, где по оси Ох – количество информации, а по оси Оу – способность ее получать, интерпретировать, анализировать.

Сначала с нарастанием количества информации увеличиваются и способности по работе с ней, но затем происходит перелом, и эти способности снижаются. Где эта точка перелома для каждого конкретно человека и в какой ситуации – сложный вопрос.

Пределы восприятия

Откуда взялась формула 7± 2 – пределы восприятия информации?

Был такой психолог Герберт Миллер. В 1950-е годы он проводил эксперименты, в которых просил участников нажимать на кнопку, когда появится определенный сигнал. Количество сигналов, из которых нужно было выбирать, комбинация сигналов, на которую человек должен был отреагировать, коварно менялись.

В итоге Миллер пришел к выводу: в среднем человек может удержать в голове семь плюс-минус два символа. Больше – перегрузка. Это представление долго было непоколебимым, хотя практически сразу исследователя стали критиковать за излишнее упрощение. Кстати, именно на исследованиях Миллера базируется Элвин Тоффлер, который популяризовал проблему информационной перегрузки в книге «Шок будущего» .

Современные нейрофизиологи (например, Торкел Клингберг и коллеги) говорят, что Миллер представил «среднюю температуру по больнице». Высока дифференциация среди людей: есть те, кто может удерживать 3–4 символа за раз, а есть те, чья память умещает гораздо больше 9. Это не до конца исследованная область, но известно, что способность удерживать большие объемы информации в мозгу коррелирует со способностью фильтровать информацию. Другими словами, чем меньше мы умеем различать, что нам нужно, а что мусор, тем быстрее и легче нас перегрузить.


Неспособность справиться с потоком информации мучила еще греков


Если информационная перегрузка уже накопилась, можно ли от нее избавиться?

Спокойствие, только спокойствие. С теми, кто считает информационную перегрузку продуктом исключительно информационного общества – раньше, мол, информационной перегрузки не было – можно поспорить. Информационная перегрузка – обязательная часть нашей жизни, нашей культуры. Она была, есть и будет всегда.

Уже упомянутый нейрофизиолог Торкел Клингберг, в своей книге рассказывает, что человеческий мозг всегда занимается фильтрацией информации, которая к нему поступает. Это его априорное свойство. А гарвардский историк Эн Блэр исследует различные упоминания информационной перегрузки до Нового Времени. Автор приходит к выводу, что первые зафиксированные жалобы на перегрузку встречаются еще в античности.

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Можно сказать – надеюсь когда-нибудь эту гипотезу доказать – что в разные исторические эпохи культура по-разному адаптируется к информационной перегрузке, и через эти способы адаптации можно изучать культурные изменения. Поэтому, с одной стороны, от информационной перегрузки нельзя избавиться совсем – это тот challenge, который держит нас в тонусе, но, с другой стороны, есть многообразие практик, которые помогали человеку подстроиться, адаптироваться к перегрузке и помогают сейчас.

Не кажется ли вам, что если ранее стояла проблема, как передать информацию, сейчас важнее договориться, по какому каналу, в каком приложении, ее ждать? Как не потерять важное письмо, детали беседы, начатой по телефону и продолженной в мессенджере?

Как ни парадоксально, люди находят спасительный ключ в том, «что нас не убивает». Например, закрытые группы в фейсбуке или папки на гугл-диске/ в дропбоксе, другие более продвинутые сервисы с многопользовательским доступом позволяют адаптироваться к многоканальности общения. Также формируются новые этические правила общения, которое ведется одновременно по нескольким каналам.

Отфильтровать (,) не успеваю (,) читать

Пожалуйста, расскажите о своем исследовании информационной перегрузки. Каковы первые результаты?

Мое текущее исследование подчинено цели – выявить, какие формы адаптации к информационной перегрузке есть у современного человека. Не могу сказать, что я ее уже достигла. Для начала я выбрала узкую группу людей – студентов, связанных по своей специальности с медиа. Выбрала потому, что высшее учебное заведение – это рассадник информационной перегрузки, и студенты, если они туда ходят, подвержены ей в обязательном порядке. Сфера работы с медиа также требует активизации умений адаптироваться к потоку информации. Правда, коллеги шутят надо мной, что я выбрала самых доступных информантов. В дальнейшем я планирую расширять выборку.

Один из первых результатов состоит в том, что нет единого понимания, что есть информационная перегрузка. Я специально не давала информантам своего видения, а начинала интервью с вопроса о том, чувствуете ли вы информационную перегрузку, если да, то как. В итоге получилось, что совсем разные ощущения воспринимаются как информационная перегрузка, а, что еще интереснее, что для одного – перегрузка, для другого – вовсе нет.

Пока что я выделяю два множества практик, связанных с ощущениями информационной перегрузки. Первые завязаны на технологии, на специфику использования гаджета. Например, навязчивые уведомления. Но это не так интересно, поскольку здесь все решается контролем над техникой или «пофигизмом». Технологии, доставляющие дискомфорт, чаще всего можно подчинить своему пониманию комфорта (отключить уведомления, настроить график рассылки и т.д.), или не обращать внимания.

Второй набор практик связан с самим контентом в большей степени, нежели с каналом, по которому он потребляется. Здесь есть два основных вида информационной перегрузки: «я не могу отфильтровать нужный мне контент» и «я не могу освоить весь нужный мне контент, который я отфильтровал/а».

Те мои информанты, которые диагностируют у себя перегрузку, чаще всего говорят о том, что не могут справиться со всем, что им нужно. Это отражается на стиле жизни, на отношениях с окружающими, на физическом здоровье и т.д. Но это их осознанный выбор, сделанный в рамках стратегии достижения успеха. Перегрузка – это плата за успех.

Информационная перегрузка, при которой ты не можешь отфильтровать ненужное, чаще воспринимается как недостаток навыков медиаграмотности. Большинство моих информантов стараются эти навыки развивать и у себя такой перегрузки не видят. Одна моя информантка сильно удивилась: «Информационная перегрузка? Нет, у меня ее нет, я беру в интернете только то, что мне надо». Но для меня как для исследователя здесь как раз и зарыта собака – как именно мы ставим фильтры, чтобы брать только то, что нам надо?

Когда-то было общим мнение о том, что правильно быть в курсе всей повестки дня, читать новости обо всем, держать руку на пульсе, как говорится. Сегодня становится все очевиднее, что а) это невозможно, б) это и не нужно, чтобы быть «нормальным» (именно в кавычках – речь о представлениях о норме) пользователем Интернета.

Сегодня то, как вы ставите фильтры на информационные потоки, создает ваш портрет пользователя, определяет вашу адаптацию к медиасреде.

Среди моих наблюдений про фильтры – оказалось, что «лидеры мнений» из медиатеорий середины 20 века до сих пор существуют и используются как фильтры, которые снижают информационную перегрузку. То есть пользователи соцсетей подписываются на каких-то уважаемых ими людей, выбору которых доверяют – и таким образом считают, что не надо серфить все новости, например, по теме политики, достаточно читать выбранных 2-3 экспертов. Или более продвинутая версия: люди образуют групповые чаты по интересам, где каждый участник отвечает за определенный сегмент повестки дня. Таким образом, каждый работает фильтром для других, а за это получает от друзей/коллег отфильтрованную информацию по той или иной теме, которую он сам серчить не будет. Так что не стесняйтесь объединяться с другими, помогая друг другу что-то фильтровать. Это одна из адаптационных практик со знаком плюс, на мой взгляд. А вот история с более отстраненными и более популярными массовыми селебрити, которые становятся фильтрами, – это более спорный сюжет – он и про «информационные пузыри», и про деградацию публичной сферы отчасти.


Контекстную рекламу и себя не обманешь, но настроить правильно – можно


Реклама часто переходит границы разумного, может создаться гнетущее ощущение, что за тобой постоянно следят, подслушивают и подглядывают. Какие советы по информационной гигиене вы дали бы нашим читателям, кроме тех, о которых говорили выше?

У меня нет советов по информационной гигиене, которые подошли бы всем. Я все-таки за то, что мы все свободные личности и «каждый выбирает по себе». Я знаю профессора, у которого начинается нервный тик от котиков в социальных сетях, и знаю другого профессора, для которого запостить котика в социальную сеть – это акт великой релаксации после трудного дня. Наверное, прозвучит очевидно – но эта самая гигиена должна соответствовать какой-то более общей стратегии в жизни – тому, ради чего вы пользуетесь медиа. Например, я не рассматриваю для себя Instagram как что-то серьезное, это соцсеть, куда я захожу либо проснуться утром (как и многие мои информанты, кстати), или расслабиться вечером по дороге домой, когда нет сил читать, но хочется себя чем-то занять. Поэтому я могу без зазрения совести себе позволить смотреть там тупые ролики с рецептами, платьишки или котиков моих френдов. И сама постить котиков, цветочки и снежинки. Значит ли это, что у меня плохо с информационной гигиеной? Да нет, конечно.

Хотя, наверное, стоит перечислить однозначные токсичные «нет», которых, я считаю, стоит избегать, если только вы не специально занимаетесь их изучением: это любая непроверенная информация; сообщения, в которых есть приемы манипуляции, а также коммуникационное насилие – дегуманизация других людей, агрессия в адрес кого-то. Эти сообщения не могут быть ни релаксацией, ни «социальными поглаживаниями», как, например, тестики из серии «Кем ты был в прошлой жизни», которые многие ругают за бессмысленность, но они тем не менее помогают определенным пользователям поддерживать дружеские отношения. Агрессия же, манипуляция и дезинформация – деструктивны в принципе, они конструируют образ врага – монструозный продукт медиасреды, без которого было бы лучше (это мечта).

Конечно, существуют инструменты для продвинутой работы с информацией, когда это часть профессии. Их можно разделить на два типа: а) агрегирующие информацию из разных источников, б) отрубающие ненужные каналы коммуникации. Например, можно установить приложение, которое сообщает, что вы слишком долго сидите за монитором или выключающее все функции компьютера, кроме редактора текста, если постоянное залезание в соцсети мешает вам сосредоточиться.

Еще нельзя не упомянуть движение цифрового детокса – digital detox (с англ. детоксикация, очищение прим. ред.), которое у нас в России продвигает Дмитрий Соловьев и его коллеги. Не сказать, что движение широко поддерживается, но в культуре возникают новые этические нормы, связанные с ним – выходить из он-лайна в ситуации близкого общения, например. Также можно найти большое число сетевого фольклора про зависимость от гаджетов и перегруженность информацией, который представляет собой часть дискуссии, всколыхнутой идеями детокса. Причем можно предположить (это гипотеза, ее надо проверить), что эмоциональная окрашенность смещается – если потоки информации из телевидения чаще рисовались как нечто негативное (телевизор сравнивался с разными нехорошими вещами вроде уборной или навозной ямы), то Интернет как источник перегрузки рисуется скорее нейтральным – похож на море, океан, информация в нем – вода, которая затопляет количеством, а не качеством.

Безусловно, детокс не может решить все проблемы информационной перегрузки. Это понимают и пользователи – большинство моих информантов сказали, что цифровой детокс целенаправленно они не используют и вряд ли он им поможет в жизни. Но мне все же кажется, что нерадикальный детокс может быть полезен – например, я стараюсь его практиковать раз в неделю хотя бы на полдня, проводить время вне информационных потоков, и это помогает мне повысить работоспособность.

Удивлять и смешить, оставаться в памяти становится все труднее. Как доносить свою мысль так, чтобы она не потерялась?

Если говорить о процессе обучения, то университет в условиях информационной перегрузки – уже не (с)только источник знаний, сколько фильтр и агрегатор. Я пытаюсь быть таким фильтром, который отбирает для студентов основное, или картографом, который рисует карту территории предмета. На мой взгляд, лучше запоминается то, что имеет каркас, структуру, а не свободный поток рассуждений.

Фото: polymus.ru, ITC.ua, matematikaiskusstvo.ru,

Комментарии