«Ученые, если не продаются, то питаются росой и энергией космоса»
Специально для «Футуриста» аспирант одного известного химического ВУЗа продолжает описывать свои будни. О маленьких зарплатах ученых, о проблемах, встречающихся в лаборатории, и о профессиональной занятости других студентов его института – в очередном «Дне химика».
Здравствуйте, мои хорошие. Я экспериментирую не только с реактивами, но и с содержанием моих текстов, способом подачи, шутеечками для того, чтобы вы были довольны качеством контента. Ведь я не снимаю сериалы с детективным уклоном или передачи про НЛО, используя актеров, проходящих курс реабилитации от мозга рака. Поехали.
9.50 Пришел в лабу. Первый. Запустил все, открыл, включил... Все как обычно. Помнится, на той неделе оставил несколько колб в морозилке, чтобы выпали кристаллы. Нет, это не похоже на выращивание огромного сростка синих кристаллов медного купороса на ниточке, каким некоторые могли заниматься в школе. Это искусство по сложности сравнимо с выстраиванием карточного домика на шпиле Останкинской башни, убегая от быка-осеменителя ночью в метель. Все это для того, чтобы получился хотя бы один монокристалл, который ты отнесешь рентгенщику. Он подцепит его из колбы с аккуратностью, сравнимой с обезвреживанием бомбы, поместит на иголочку, исследует дифракцию рентгеновских лучей и в случае удачи откроет истинное строение соединения (межатомные расстояния, углы, наличие связи). И, не дай Б-г, это будет исходник, иначе рентгенщик может обидеться.
10.15 Колба номер раз — пыль, вторая — масло, третья — масло, четвертая — кристаллы. Начал откачивать колбу, чтобы слить маточный раствор в другую, а кристаллы отделить, просушить и взвесить.
10.20 Раствор нагрелся, кристаллы растворились. Пригорел. Убрал обратно в морозилку.
10.40 Решил в ампуле повторить реакцию, в которой, судя по спектру ЯМР, три продукта и исходник. Все это для того, чтобы погреть чуть-чуть, снять спектр, еще погреть и опять спектр. Так можно следить за изменением концентрации реагентов и продуктов, селективно получать что-то… Это «скрининг». Круто, стильно, экономит реагенты. Но беда в том, что из простой ампулы, даже если замотать парафином, аргон и растворитель постепенно улетают, поэтому нужна волшебная с затвором. Увы, в нашей стране таких нет, в Германии они от 30 евро, без учета доставки и геморроя. Самое главное, что если такую оставить без присмотра в шкафу, где все оставляют ампулы для ЯМР, то она, как кольцо Всевластия, быстро сменит хозяина.
11.30 Мне сказали, что мой трудовой договор ждут в отделе кадров. Я не так давно стал аспирантом, а это подразумевает под собой устройство на должность инженера-исследователя в институт. Для этого мне необходимо было заполнить стопку бумаг, которая из-за своей толщины не влезала в файл. Помимо нормальных сведений им нужна моя национальность, правительственные награды, автобиография, девичья фамилия кошки хозяйки моей съемной квартиры, ДНК единорога и прочая лабуда с идентификаторами ОКАТО, ОКИН, БЮРОКРАТИН, ПОХМЕЛИН…
13.45 Пропустив обед, пригорев, но запотев, я заполнил этот договор Сатаны и пришел в отдел кадров.
14.10 Добби свободен, но озадачен. Оказывается, при поступлении в аспер, даже если ты работал на 0.5 ставки, ты попадаешь на 0.2. Поэтому в рабочей неделе прописывается два дня из пяти, иначе, мол, трудовой кодекс, ай-ай-ай. Все бы ничего, но, чтобы наработать и написать кандидатскую, надо каждый день пахать головой и руками за верстаком.
Подходим к десерту. Моя стипендия – 6678 рублей и 20 копеек, «стимулирующая доплата» – 3600, ставка – 12685, и, учитывая коэффициент, подоходный налог, составив систему дифференциальных уравнений в частных производных второго порядка, приходим к итогу 12685*0,2*0,87+3600+6678,20=12485,39р. в месяц. Тут я понял, что умение засунуть между двух булок майонез, салат и котлету ценится в нашей стране дороже, чем умение экстрагировать металлациклокумуленовый комплекс абсолютированным гексаном в аппарате Сокслета под аргоном.
В каком-то моменте все пошло не так: ученые, если не продаются, то питаются росой и энергией космоса, туалетная бумага увеличивает количество слоев, асфальт на МКАД перестилается по времени, а не по состоянию износа, «Танцы на льду» сменил «Голос», а прожиточный минимум для трудоспособного населения – 17487 рублей в уездном городе N.
Химик – это не призвание, химик – это сексуальная ориентация.
14.30 Голодный и потерянный, продолжил эксперимент, которому предшествовали три синтеза с очисткой. В один момент, после добавления гексана увидел выпадение грязи, как будто что-то окислилось или попал воздух.
Гав-гав, говорит собачка.
Мяу-мяу, говорит кошечка.
Му-му, говорит коровка.
Иди домой, сын собаки, говорит колбочка.
15.00 Одна студентка, синтезируя по методике, добавила гексан, и у нее что-то пошло не так и комплекс сдох.
15.20 Пришел О Великий Зав.Лаб. Скоро Новый год и надо писать отчеты по грантам, успехи за год… В общем, подношения Золотому Тельцу бюрократии, так как с каждым годом после подписания Беловежских соглашений объем отчетов увеличивался за счет добавления ненужной бредятины и к настоящему моменту 3 отчета, сложенные вместе, без преувеличения по толщине равны «Таинственному острову» Жюля Верна.
Мне, конечно, от ума череп не жмет, но весьма странно, когда финансированием Академии наук управляет организация, образованная после неоднозначной реформы РАН, руководителем которой является 39-летний чиновник, уволенный с поста замминистра финансов, но четко знающий, как рулить финансами науки.
Допустим, если бригада выкапывает X картошки за день, то за месяц она выкопает 30.5X картошки. Такой подход работает там, где исследовано все, есть методики и в дело вступает методичное исполнение – рутинная работа, посильная роботу. Проблема в том, что моя лаба занимается фундаментальными исследованиями. Я беру что-то известное, колдую над ним в надежде получить что-то новое, и вообще не факт, что я сам пойму, что я сделал и как его применить. Это может применить кто-то другой и в совершенно другой области, но в отчете ты должен писать, что за этот год выкопали столько то, в следующем будет столько, иначе не будет вообще денег и даже вакуумный насос 74-го года отберут.
Питер Брейгель Младший «Кабинет деревенского адвоката»
Кроме шуток, но для создания гармоничного отчета все берут какие-то древнейшие, не опубликованные результаты, раздувают жизненную необходимость своих исследований, пускают пыль в глаза и отсылают бедным людям, которые должны это проверять и согласовывать.
Кажется, я понял, почему из 14 человек выпуска четверо – в США, один – в Нидерландах, четверо не пошли в науку, для которой нас готовили, и я один из пятерых фанатиков-идиотов.
17.40 Решили, что будем писать. Посмотрел на динамику реакции после скрининга – джекпот. Селективно получается один из трех продуктов в реакции, надо будет завтра поставить реакцию в колбе с бóльшим объемом.
18.30 Пролистал лаб.журнал. Заметил тенденцию последних двух месяцев: «добавил столько-то гексана, отфильтровал, выпала грязь/выпала муть». И тут-то я понял, что 7 граммов исходников, стоящих больше 14 граммов золота, потрачено впустую из-за испорченного гексана. Из-за гексана, Карл!
19.10 Ухожу последним, все выключаю. Грустно. Ушел домой. Завтра все получится.
Комментарии