«Меняли насос 1963-го года. Нашли молодой – 1974-го»

Чем на самом деле занимаются химики в лабораториях? При выражении «химическая лаборатория» многие вспоминают сериал Breaking Bad, но как на самом деле проходит обычный день типичного химика? «Футурист» попросил одного из аспирантов известного химического ВУЗа рассказать о том, чем он занимается в лаборатории.

Химик из России: «Решили заменить насос 63-го года. В распоряжении оказался молодой – 1974-го»

Добрый день, уважаемый читатель. Не могу больше терпеть и публикую один день из жизни химика-металлоорганика. Моя работа включает в себя классические приемы органического синтеза, только сложнее, не пахнет гадостью и разноцветное. Не так давно, после месяца подготовки, я поступил в аспирантуру института им. Забавного в уездном городе – N, где и продолжаю заниматься своей научной работой. Поехали.

химия

10.10 Пришел в лабораторию. Первый. Включил электричество и сушильный шкаф, открыл воду, запустил тяги (каждый «верстак» химика – вытяжной шкаф – снабжен системой вентиляции, всасывающей воздух с ядовитыми парами и прочей гадостью).


10.20 Пришла студентка. Не знает, что ей делать. Заварила чай.


Моя работа связана с высокореакционными соединениями, которые реагируют с кислородом и влагой воздуха. Поэтому все синтезы, перемещения вещества, его анализ делаются в атмосфере инертного газа аргона. Чтобы ввести колбу, необходимо подсоединить ее через шланг к распределительной системе, в которой поворот стеклянного крана вниз дает вакуум от насоса, вверх — аргон из баллона, а горизонтальное положение перекрывает (закрывает колбу). Присоединив колбу, ее надо 5 минут откачивать вакуумом, запустить аргон, опять 5 минут вакуума, аргон, еще вакуум и аргон до определенного давления, закрыть колбу, отсоединить от шланга, взвесить и написать на ней вес, так как аргон весит тяжелее воздуха, нельзя допускать разгерметизации. Затем снова шланг, вакуум, аргон... Это вам не законы в Думе принимать.

У меня еще летом потек мой любимый масляный насос и работать под моей тягой стало невозможно. Поэтому работал, как мог.


10.30 Пришел научрук. Решили заменить протекающий насос 63-го года. В распоряжении оказался 74-го года, молодой еще, жизни не видел, пороха не нюхал.


50-килограммовое чудо в масле и пыли времен Карибского кризиса без халата и перчаток не вытащить. Экипировались. Вытащили. Поддон, в котором он стоял, весь черной слизи, некогда именуемой маслом. Пока чистили поддон засмотрелся в чернь. Залип. Поставили «новый» насос. Результат – пострадало трое резиновых перчаток, одни полуботинки, два выпуска Комсомольской Правды.

11.40 Холодно, не буду снимать халат. Ищу чистую колбу – надо мыть.

11.55 Помыл три колбы и поставил в сушильный шкаф. Пришла вторая студентка.


12.10 В шкафу осталась одна колба и то грязная. С помощью аргументов, авторитета и угроз убедил студентку отдать мою колбу и перемыть грязную (обиделись обе).


12.20 Отфильтровал смесь трех видов кристаллов, которую получал три месяца. Возможно один из них и есть то, что нужно, но я не уверен.

12.50 Пообедал в столовой на 315 рублей, бизнес-ланчи за 150 р съела саранча банковских клерков из офисов поблизости. Да, у нас бизнес-ланчи лимитированы, время ничего не значит.


13.15 Спас лабу от пожара – одна студентка выкинула фильтр с веществом, которое воспламеняется на воздухе. Чувствую себя супергероем.


13.40 Начал новый лаб.журнал, чистый, свежий, еще нет мата и следов отчаяния. Посмотрим на него через неделю.

14.20 Искал что-то в старом лаб.журнале, смутили записи трехлетней давности. Подняли с научруком спектры этих опытов.

15.10 Оказалось, что в 2/3 из случаев я выбросил продукт и его просто нет в спектре. Пришли с научруком к выводу, что я идиот.

15.20 Отчаяние прошло, сформировал задачи на неделю, понял, что поумнел.

15.40 Спросил доктора наук про смесь трех видов кристаллов, что с ними делать? Ответ– растворяй все и неси на ЯМР 1H (ядерный магнитный резонанс – показывает виды атомов водорода в соединении, профиль сигналов отображает их количество на том или ином атоме углерода, азота и т.п)

16.10 Отнес на ЯМР, зарядил новый эксперимент – ничего не идет. Надо будет завтра подогреть, а сегодня лень.

17.15 Посмотрел результат ЯМР спектра. Оказался исходник. Испытал всю боль экзистенциального поражения. Надо купить Сартра и плакать вечерами.

17.30 Ушел домой. Завтра все получится.

Комментарии