Как мозг сам заканчивает предложения

Распознавание речи – сложный и многоуровневый процесс, который не заканчивается в ухе. Группе ученых из Общества научных исследований Макса Планка удалось установить, какая часть мозга отвечает за подсознательный анализ и достраивание «незаконченных» предложений и слов.

Как мозг сам заканчивает предложения

Когда мы знакомы с контекстом, нам достаточно услышать только часть фразы, чтобы додумать и понять её целиком. Исследователи из Общества научных исследований Макса Планка, успешно продемонстрировали как у человека получается достраивать незаконченные слова и предложения в уме.

«Незаконченность» – это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в повседневном общении. Иногда во время быстрой речи наш собеседник может упускать отдельные звуки и даже слова из-за нечеткой артикуляции. Если слов не хватает, он может аккомпанировать своей речи жестами рук или мимикой. В поэзии, например, многоточия и паузы используются как стилистический прием, создающие особый ритм. И порой умолчания даже придают поэзии еще большую глубину, открывая новый смысловой уровень – межстрочный и контекстный. Это только подтверждает тезис, что в большинстве случаев «недосказанности» не мешают нам без лишней умственной работы полностью понимать смысл сказанного.

Результаты лингвистических исследований говорят о том, что структура языка адаптирована к «незаконченностям». Например, наиболее вероятная концовка в предложении: «рыбак был в Норвегии и поймал лос...» – слово «лосося». Соответственно, из-за своей предсказуемости, в этой фразе-окончании могут быть опущены «о», «с» и «я» без потери смысла.

Нейролингвист Матиас Шарингер из Института эмпирической эстетики, занимается определением и изучением областей мозга, которые облегчают понимание незаконченных предложений. Вместе со своими коллегами из Института когнитологии и университетов Хемница и Любека, Матиас провел эксперимент. Участникам эксперимента дали прослушать два типа предложений: предложения, в которых конец последнего слова опущен, но легко может быть предсказан, и предложения, в которых невозможно наверняка предсказать окончание последнего слова (например: «в тот момент он не думал ни о каком лос...»).

Во время проведения теста за активностью в левой угловой извилине (лат. gyrus angularis – угловая извилина на границе теменной и височной долей, – прим. ред.) участников следили с помощью МРТ-сканнера.

«Эксперимент показал, что активность в угловой извилине не различается при прослушивании полных и неполных предложений, когда их окончания предсказуемы. Однако, эти же регионы показали повышение активности, когда завершения предложений были непредсказуемы. В действительности для понимания слов, помещенных в прозрачный контекст, не всегда нужен речевой сигнал» – пишут ученые в отчете.

Таким образом, мозг реагирует на невосполнимое отсутствие фрагментов паззла.

Исследователи из команды Шарингера, приводят результаты теста в качестве доказательства того, что понимание языка зависит от контекста (позволяет или не позволяет контекст предугадать смысл). Кроме этого ученые смогли установить, что работа по «угадыванию» происходит именно в левой угловой извилине. Оказалось, что gyrus angularis во время расшифровки поступающего звукового сигнала в мозг объединяет наши знания, способности к анализу и вносит существенный вклад в успешное распознавание речи.

Почему такие исследования всегда очень важны? Во-первых, потому что человеческий мозг обладает миллиардами нейронных связей, где даже самый простой мыслительный процесс активирует работу миллионов нейронов, а сам по себе мозг является, возможно, сложнейшим творением эволюции. Все самое лучшее, что делал человек, начиналось с электро-импульса в мозгу.

Во-вторых, когнитология на данный момент находится в зачаточном состоянии, и даже подобные открытия – очень важный шаг. Современная нейронная карта головного мозга имеет много пробелов, а даже самый современный аппарат МРТ фиксирует бешеную активность миллионов нейронов только как маленькую точку на экране. Ученые из Общества научных исследований Макса Планка планируют продолжить свою исследовательскую работу, чтобы подробнее изучить работу прогностических механизмов в мозгу человека.

Оригинал статьи

Комментарии