Прививка против страха: почему не надо бояться вакцин
«Коля — жертва повторной прививки АКДС. После нее у мальчика начался тремор и другие отклонения развития,» – пишет блогер на сайте Snob.ru. Конечно, его текст совсем не об этом. Но, читая о людях с ментальными особенностями развития, которые пытаются найти свое место в этом мире, невольно ужасаешься: неужели вакцинация обрекла ребенка и его родителей на эту пожизненную боль? «Футурист» разбирался, откуда берутся такие истории.
Дискуссия о пользе и вреде прививок далеко не нова. Ежедневно тематические сообщества в социальных сетях рассказывают о том, какие страшные последствия ожидают привитых детей, перемежая их конспирологическими теориями и советами, что нужно сделать, чтобы непривитого ребенка взяли в детский сад. Сайт Русфонда пополняется историями о том, как у малышей после плановых прививок отнимались ноги, начинались эпилептические судороги и проявлялись признаки ДЦП. А напуганные этими историями родители, ссылаясь на то, что якобы прививки убивают врожденный иммунитет ребенка, а побочные эффекты от вакцины и вовсе могут привести к летальному исходу, отказываются от прививок.
История
Слово «вакцинация» происходит от латинского «vacca» – корова. Такая этимология не случайна. Дело в том, что в средневековой Англии существовала примета: если доярка переболеет коровьей оспой, неопасной для человека, она никогда не заразится натуральной (черной) оспой, свирепствовавшей в те времена. Ежегодно от этой страшной болезни в Европе умирало более 1,5 миллионов человек, переболевшие и навеки обезображенные оспой были неисчислимы. По свидетельствам историков XVIII века, никто не мог быть полностью уверенным в том, что он избежал этой «заразы».
В медицинском круге эта закономерность вызывала большой интерес, и некоторые врачи стали проверять ее экспериментально. Наиболее известен английский аптекарь и хирург Эдвард Дженнер, прививший в 1796 году 8-летнему мальчику коровью оспу, а через некоторое время — человеческую (на себе Дженнер, как это часто делали его современники, испытать метод излечения не мог, так как в детстве он сам перенес коровью оспу). Мальчишка не заразился .
Массовой вакцинации от всех болезней тогда не последовало: искусственно ослаблять вирусы биологи еще не умели. Лишь столетие спустя Луи Пастер сумел ослабить болезнетворность вирусов и приготовить из них препараты для прививок. В 1881 он создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 — против бешенства. Именно он и предложил называть препараты вакцинами, а саму процедуру – вакцинацией.
Сейчас черная оспа побеждена: 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка был зарегистрирован последний случай заражения. В СССР оспа была ликвидирована в 1936 году – через 16 лет после выхода всеобщего декрета СНК РСФСР «Об обязательном оспопрививании». Сейчас в России, по данным ВОЗ, 97% населения вакцинировано от гепатита В. За 2015 год от острого гепатита В умерло 39 человек, от хронического – 314.
Плановая вакцинация
Календарь прививок — это список обязательных прививок, в котором указывается, какую вакцину и в каком возрасте следует вводить. Первые месяцы жизни для малыша и его родителей очень насыщенные. Самую первую прививку делают, когда новорожденному исполняется 12 часов – это вакцина от гепатита В, инфекционного заболевания, поражающего печень.Повторно от гепатита В прививают в 1 месяц и в полгода, для детей из групп риска предусмотрена четвертая вакцинация в возрасте года. С 3 по 7 день ребенка прививают от туберкулеза вакциной под названием БЦЖ. В три месяца ребенка прививают сразу от четырех болезней: коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита – обычно это делается либо в два приема (АКДС и вакцина от полиомиелита), либо за один сеанс (вакцина тетракок). Повторная вакцинация обязательно проводится в 4,5 и в 6 месяцев, а также в полтора года. Когда малышу исполняется один год, пора делать прививку от кори, краснухи и паротита (свинки). Последнюю прививку малышу делают в 20 месяцев – это очередная ревакцинация от полиомиелита. После этого родители могут расслабиться – в следующий раз ребенка надо вести на прививку уже перед школой.
Некоторых родителей пугает перспектива прививать ребенка во младенчестве, и они, ссылаясь на то, что у младенцев есть врожденный иммунитет против всех болезней, ищут способ отказаться от вакцинации. Действительно, первые месяцы жизни малыша защищают материнские антитела. Однако уже к полутора годам они исчезнут – и тогда ребенок останется беззащитным перед инфекциями.
Побочные эффекты
Больше всего родители боятся осложнений после вакцинации. Они с ужасом вспоминают истории, как некий ребенок после вакцинации начал биться в судорогах и потом у него диагностировали ДЦП. Однако безоговорочно верить этим рассказам не следует. Обычно в подобных историях не уточняются сроки, когда появились первые симптомы так называемых «осложнений от прививки».
«Когда мы принимаем анальгин, могут возникнуть побочные эффекты, но это не влияет на наше состояние здоровья. То же самое с вакцинами. Безусловно, осложнения от прививок бывают: повышение температуры, местные реакции, нарушения самочувствия на 1-2 дня – но это индивидуальная реакция организма, которая происходит в строго определенные сроки после вакцинации. Если что-то произошло через 10 дней – это к прививке не имеет никакого отношения. Просто родителям легче всего возложить вину на вакцину. Ах, он же привитый – значит, все понятно! Между тем, «после» – не значит «из-за». С таким же успехом можно сказать, что огурцы – это отрава: все когда-то их ели, и все потом умирают. » – комментирует директор Научно-исследовательского института вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова Виталий Зверев.
Многие из таких реакций вызваны асептическим воспалением, часто из-за введения вакцины в подкожную жировую клетчатку. Такие реакции проходят сами собой за пару дней. Иногда наблюдается увеличение ближайших к месту укола лимфоузлов – и это также нормальная реакция на прививку. Иногда может возникнуть аллергическая реакция – поэтому после прививки необходимо понаблюдать за ребенком.
Время диагностики отклонений в развитии очень часто совпадает по времени с периодом вакцинации. ДЦП обычно диагностируют в 4-6 месяцев: именно в этом возрасте у детей начинают исчезать первичные двигательные рефлексы, и именно в этом возрасте, согласно календарю прививок, проводятся вакцинации от гепатита В, полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка. Особенно явными признаки врожденных отклонений становятся, когда ребенок по возрасту должен начинать ходить, то есть в возрасте года. В это время малышей по календарю прививают от кори, краснухи и паротита.
Конечно, нельзя исключить случаи, когда именно прививка привела к тяжелым последствиям для здоровья. Однако это происходит редко – и виной тому становится не сам факт вакцинации, а врачебная халатность.
«Когда специалист грамотно подбирает вакцину, ничего не случается. Серьезные осложнения могут возникнуть лишь при нарушении процедуры вакцинации – например, если вакцина, которая должна вводиться подкожно, вводится внутримышечно или внутривенно – или при неправильном хранении. Но это все врачебные ошибки – к сожалению, никто не застрахован от плохих специалистов. И вакцинация тут не при чем. Необходимо грамотно обучать специалистов – тогда таких случаев будет меньше», – комментирует Виталий Зверев.
Виталий Зверев отмечает, что импортные и отечественные вакцины одинаково безопасны и эффективны – во многом, потому, что многие из них были разработаны еще в СССР, когда в нашей стране требования к вакцинам были выше, чем на Западе. Сейчас ученые пытаются усовершенствовать эти препараты, сделав их еще безопаснее и эффективнее.
По медицинским показаниям можно проводить индивидуальный курс прививок – насильно колоть ребенку ослабленный или убитый вирус никто не станет. Однако полностью от вакцинации отказываться нельзя.
«Если у ребенка есть проблемы со здоровьем – конечно, здесь необходимо советоваться с врачом. Ни в коем случае не нужно прививать ребенка в период обострения какого-нибудь респираторного или хронического заболевания. Понятно, что любая нагрузка на иммунную систему в такой ситуации может привести к самым разным последствиям. Поэтому в школах врачи обязаны померить всем детям температуру и спросить их о состоянии здоровья. Если кто-то простыл, его вакцинацию необходимо обязательно перенести. Детей с хроническими заболеваниями необходимо подлечивать, подводить к прививке постепенно, и лишь когда с их иммунной системой все в порядке, можно делать вакцинацию», – комментирует Виталий Зверев.
Откуда берутся истории
В большинстве случаев, информация о вреде прививки оказывается непроверенной. В исследовании 1998 года, где высказывалась обеспокоенность по поводу возможной связи между вакциной против кори-свинки-краснухи (КСК) и аутизмом, впоследствии были выявлены серьезные изъяны, и оно было отозвано журналом, который его опубликовал. Однако это исследование породило массовую панику и сокращение иммунизации. Исследований, подтверждающих связь между прививками и отклонениями в развитии нет.
«Утверждения о вреде вакцин бездоказательны. 50 лет во всем мире применяются основные вакцины: гепатит, корь, паротит, краснуха, полиомиелит, АКДС. Если бы все эти утверждения были правдой, представляете, какая была бы статистика по детям с нарушениями развития? Привиты этой вакциной целые поколения, миллиарды человек – и никаких серьезных последствий. Наоборот, уменьшилась смертность и заболеваемость. Сейчас, когда во многих семьях дети единственные – как можно рисковать их здоровьем, не прививая? Инфекции, против которых проводят вакцинации, как правило, плохо лечатся, тяжело протекают, и иногда приводят к смерти. В 1990-е годы люди внезапно начали умирать от дифтерии, хотя ее не было уже долгие десятилетия. Причиной тому – мода на необоснованные медотводы от прививок. А это заболевание может унести жизни 7% детей. Даже от кори умирают. А ветрянка, вакцины от которой нет в календаре, вовсе не так безвредна, как можно подумать. Конечно, ребенок не умрет. Но он всю жизнь будет носить этот вирус – и в зрелом возрасте он проявится в виде опоясывающего лишая или герпеса, мучительных заболеваний», – комментирует Виталий Зверев.
Виталий Зверев полагает, что во всем виноваты средства массовой информации, публикующие непроверенную и ложную информацию, которая вводит людей в заблуждение. Кроме того, к антипрививочным кампаниям могут быть причастны некоторые производители лекарственных препаратов.
«Полагаю, тут также сыграли свою роль те, кто занимается выпуском лекарственных препаратов, не имеющих отношения к медицине – БАДов, например. Они утверждают, что этими препаратами можно вылечить инфекционные болезни, и что прививаться не нужно. Идет настоящая борьба против вакцин. В Интернете можно все что угодно сказать и написать, и самое страшное, что за непроверенную, ложную информацию у нас никто не несет ответственности», – говорит Виталий Зверев.
Кроме того, главными распространителями слухов часто становятся сами родители. Столкнувшись с несчастьем, возможно, предопределенным ребенку еще до его рождения, генетически, они пытаются понять, почему так произошло, и естественным образом обвиняют во всем вакцины. Их беда здесь, рядом – а эти «непонятные» болезни, против которых придуманы прививки, мало кто видел, да и существуют ли они еще?
Существуют, но не убивают нас – благодаря изобретению Дженнера и Пастера.
Комментарии