Удобная правда: как наш мозг решает, во что верить
В наш информационный век довольно сложно решить, что является правдой, а что нет, и чему можно доверять. Как показано в последнем эпизоде научно-популярного канала Veritasium на YouTube, мы вряд ли можем ответить на эти вопросы самостоятельно, так как истина сама по себе – иллюзия. Заставить нас поверить во что-то гораздо легче, чем мы сами готовы это признать.
Как объясняет Дерек Мюллер, австралийско-аанадский популяризатор науки, это связано с так называемой «когнитивной легкостью» (cognitive ease). Например, пролистывая ленту соцсетей мы практически не загружаем наш мозг работой, в отличие от попыток умножения трехзначных чисел в уме.
По сути, чем меньше работы у вашего мозга, тем легче заставить нас поверить в явную ложь. Ученые доказали: постоянный повтор какого-либо утверждения делает людей более внушаемыми. Например, люди, которым очень часто повторяют фразу «температура тела курицы» без уточнения каких-либо деталей, гораздо охотнее поверят утверждению «температура тела курицы равна 34 градусам по Цельсию», хотя на самом деле она почти достигает 41 градуса. Именно такой эксперимент был проведен группой ученых, из которого последовал вывод, что мы склонны считать правдой то, что у нас больше на слуху.
Когнитивная легкость играет огромную роль в нашей повседневной жизни. Общеизвестные факты звучат знакомо и, как следствие, довольно приятны для нашего мозга. Например, выражение «огонь горячий» не вызывает активную работу нашего мозга, так как это простая истина для большинства людей. Но если допустить, что какой-нибудь человек никогда не прикасался к огню, может ли он поверить в то, что огонь горячий, только потому что все так говорят? Ответ – да.
Хорошим примером когнитивной легкости в действии является постоянный повтор одних и тех же реклам, пока зрители не станут относится к ним как уже к «знакомым», и в конечном счете не купят известный им продукт, который подсознательно посчитают лучше конкурентов. Данный эффект был также доказан экспериментом, проведенном в двух университетах штата Мичиган. В университетских газетах каждого из них периодически появлялась реклама с одним ничего не значащим словом, например, “kardiga”, “saricik”, “iktitaf” и другие. Количество повторов каждого слова в рекламе двух университетов было прямо противоположно, то есть, если какое-то слово в первом университете было напечатано лишь один раз, то во втором оно могло появиться 15-25 раз. На последнем этапе эксперимента студентов попросили оценить значения этих слов по шкале от положительного или негативного. Как и ожидали ученые, слова которые появлялись чаще всего были оценены как наиболее положительные. Другими словами, чем мы больше знакомы со стимулом, тем больше когнитивной легкости переживаем и тем больше верим во что-то, даже если это абсолютный бред.
Это также объясняет популярность шоу про семью Кардашьян, как и большинства других знаменитостей. Вероятно, это происходит в связи с тем, что невозможно избежать упоминания этого шоу как на телевидении, так и в социальных сетях и новостях – чем больше людей слышит о них, тем более знаменитыми они становятся. Если бы все СМИ одновременно перестали писать материалы об этой передаче, их слава быстро бы сошла на нет. Без подобных повторов и напоминаний о их существовании, мы потеряем ощущение, что это что-то знакомое и близкое.
Такая реакция нашего организма связана с базовым инстинктом самосохранения и проявляется не только у людей. Все новое воспринимается нашим организмом как потенциальная угроза, но когда в результате неоднократного повтора организм осознает, что оно не влечет никаких негативных последствий, он относится в раздражителю более положительно.
Далее ведущий выпуска рассказывает о факторах, которые могут повлечь за собой чувство когнитивной легкости – от того, насколько удобочитаемый текст, до того, насколько контрастное изображение с информацией (что, кстати, объясняет популярность большинства фильтров в соцсети Instagram, которые значительно увеличивают контрастность). Более качественные изображения также легче воспринимаются нашим мозгом, в отличие от картинок с помехами, которые вызывают наше неосознанное недовольство. Что касается текста, исследования показали, что адвокаты с более легкими фамилиями пользуются большим успехом, а компании с легко читаемыми аббревиатурами занимают более высокие позиции на фондовом рынке.
Один из экспериментов показал, что простое, но неверное умозаключение «все розы — цветы, некоторые цветы быстро вянут, следовательно, некоторые розы тоже быстро вянут» напечатанное максимально удобочитаемо было оценено 90% испытуемых как истинное, в то время, как при неразборчиво напечатанном тексте, доля неверных ответов составила всего лишь 35%. Таким образом, чем хуже оформлены вопросы в тесте, тем больше наш мозг тратит сил на переработку информации, что помогает нам избежать интуитивного, более легкого, но ошибочного ответа.
Когнитивная легкость, конечно, приятнее. Она помогает нам быть креативными и полагаться на интуицию, даже делает нас счастливее, но может заставить нас поверить в ложные факты, в то время как постоянная аналитическая работа требует больших усилий и нервов. Но только так мы сможем отличить фикцию от науки. Мюллер отмечает, что большинство мыслителей и ученых были несчастными людьми, что может быть объяснено их постоянной умственной работой, порождающей скептицизм и даже паранойю. Дерек указывает, что обе эти функции нашего мозга полезны, но должны применяться в разных ситуациях. С одной стороны, необходимо не перегружать себя лишней умственной работой, когда можно положиться на интуицию, но при определении истины не отдавать предпочтение более знакомому, тому, о чем мы часто слышали.
Полностью выпуск вы можете посмотреть ниже.
Комментарии