«Наука клонов»: у вас есть двойник, о котором вы не подозреваете
Какова вероятность, что однажды вы найдете свою точную копию? Редакция BBC Future задалась этим вопросом и выяснила, что встретить «клона» на самом деле не так уж и сложно. А все потому, что на Земле живет слишком много людей.
Мы видим лица повсюду: в паспортах, на стендах «Их разыскивает полиция», на встречах выпускников и на улицах. Вас узнают по лицу, даже если не видели годами. Лицо настолько крепко связано с вашей личностью, что его даже предлагали принять в виде универсального идентификатора: вы могли бы заходить в офис, покупать дом и разблокировать смартфон с помощью своего лица. В основе этой идеи лежит допущение, что ваше лицо уникально. Однако это не так.
«Я зашел в самолет последним. Кто-то сидел на моем месте. Я попросил парня подвинуться. Он повернулся ко мне — и оказалось, что у него мое лицо», — рассказывает Нил Дуглас, который встретил двойника, когда летел на свадьбу в Ирландию. — «Весь самолет посмотрел на нас и стал смеяться. Тогда-то я и сделал селфи».
На этом «ирония судьбы» не кончилась: Дуглас приехал в гостиницу — и там опять встретил своего двойника. Их пути вновь пересеклись в баре. На следующее утро Дуглас уже был знаменитостью: снимок двойников стал вирусным. В «Инстаграме» в ответ посыпались фотографии людей с точно такой же внешностью.
Народная мудрость гласит, что у каждого есть двойник. Где-то на планете живет ваша точная копия, с «мамиными» глазами, «папиным» носом и даже родинкой на щеке. Эта идея веками вдохновляла художников и поэтов. Мотив встречается даже в одном из древнейших литературных памятников, «Эпосе о Гильгамеше». Многие исторические личности утверждали, что видели своих двойников: королева Елизавета в 1603 году увидела свою точную копию на смертном одре.
На чем основано это убеждение? Мы делим планету с семью миллиардами других людей. Значит ли это, что кто-то другой обязательно родится с вашим лицом? Это не очень серьезный вопрос с серьезной подноготной, и ответ на него сложнее, чем может показаться.
До недавнего времени мало кто занимался «наукой клонов». В прошлом году Теган Лукас из Университета Аделаиды в Австралии решила проверить, насколько велика вероятность того, что человека осудят за преступление, совершенное его двойником. Исследовательница проанализировала четыре тысячи фотографий и посчитала, сколько встречается похожих лиц. Вывод был благоприятным для криминалистов: вероятность оказаться чьей-то копией по восьми показателям (расстояние между глазами, длина носа и так далее) — один к миллиарду. Это значит, что для нашей планеты возможность существования хотя бы одной пары двойников — 1 к 135. Теган резюмирует:
«Раньше вы могли спросить в суде: "А что если перед нами — просто человек, похожий на преступника?" Теперь же мы можем сказать, что это крайне маловероятно».
Результаты можно объяснить с точки зрения известной теоремы о бесконечных обезьянах. Посадите мартышку за пишущую машинку, дайте ей достаточно времени — и рано или поздно она выдаст собрание сочинений Уильяма Шекспира или Льва Толстого, просто случайным образом ударяя по клавишам. Правда, чтобы сравняться с классиками, примату потребуется невообразимо много времени. Есть один шанс из 26, что обезьяна угадает первую букву «Макбета» в оригинале. Пока что неплохо. Но вероятность правильной второй буквы — всего 1 к 676 (26 x 26). К концу четвертой строчки (22 буквы) соотношение становится микроскопическим: 1 к 13 квинтиллионам. По мере роста количества комбинаций их вероятность уменьшается с головокружительной скоростью.
Тут есть два возражения. Во-первых, выделение всего восьми внешних черт выглядит произвольным. Во-вторых, исследовательница опиралась на точные измерения: если у вашего двойника длина ушей 59 миллиметров, а у вас — 60, то подобие не засчитается. (И в любом случае, похожие уши — не самый очевидный критерий для поиска копий).
Вообще, многое зависит от того, что мы называем словом «двойник». Статистик из Беркли Дэвид Олдос говорит:
«Есть большая разница, имеем ли мы в виду сходство с точки зрения человека или с точки зрения программы по распознаванию лиц».
К такому же выводу пришел Франсуа Брюнель, снявший 200 пар «клонов» для своего проекта «Я не двойник». Если посмотреть на моделей по отдельности, говорит Брюнель, они кажутся точными копиями друг друга. Но поставьте их вместе, и можно легко найти отличия.
Если убрать требование точного совпадения во всех чертах, тогда найти своего двойника становится гораздо реальнее. Однако теперь необходимо сделать следующий шаг: понять, что происходит у нас в уме, когда мы узнаем знакомое лицо.
В конце 90-х по интернету гуляла оптическая иллюзия, посвященная Биллу Клинтону и Элу Гору. На первый взгляд кажется, что президент и вице-президент стоят друг рядом с другом, но скоро можно заметить, что черты лица Гора заменено на глаза, нос и рот Клинтона. При этом вице-президент выглядит более-менее узнаваемо.
Это пример того, как лица хранятся в мозгу: они представляют собой скорее карту, чем изображение. Когда вы сталкиваетесь со знакомыми на улице, ваш мозг мгновенно начинает распознавать их черты — линию волосу и оттенок кожи. Это похоже на то, как мы узнаем Италию по ее форме. Но что если наш товарищ только что сделал новую прическу? Или носит грим?
Чтобы обеспечить надежное распознавание в любом контексте, мозг задействует так называемую веретенообразную извилину. Именно она связывает все черты воедино. Такой целостный подход позволяет узнавать друзей быстрее, чем рассмотрение черт по отдельности. Мозг концентрируется на общей картине в ущерб мелким деталям.
«Большинство людей сосредотачиваются на поверхностных характеристиках, таких как линия волос, прическа, брови», — объясняет Ник Фьеллер, статистик из исследовательского проекта по распознаванию лиц с помощью компьютера.
В других работах указывалось, что мы в первую очередь смотрим на глаза, рот и нос, именно в таком порядке.
Уинрич Фрайвальд, изучающий восприятие лиц в Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке, говорит:
«В мире живут миллионы людей, а вот генов, которые определяют форму лица, не так много. Мы обречены на совпадения. Для человека с "обычным" лицом сравнительно просто найти хорошее соответствие».
Предположим, наш испытуемый имеет короткие светлые волосы, карие глаза, мясистый нос, круглое лицо и носит классическую бороду. Найти статистические данные по каждой из этих черт проблематично, но кое-что мы знаем: 55% жителей Земли имеют карие глаза. Кроме того, каждый десятый человек имеет круглое лицо, о чем свидетельствует исследование, заказанное косметическими компаниями. (Би-Би-Си ссылается на статью в газете «Дэйли Мэйл», где рассказывается об исследовании форм лиц у австралийцев). Мясистым носом, согласно работе ученых из Университета имени Бен-Гуриона, могут похвастаться 24,2% жителей Европы и Израиля. Что с волосяным покровом? Недавно в парке аттракционов во Флориде исследовали около 24 000 человек. Выяснилось, что у 82% посетителей волосы не достают до плеч. При этом натуральных блондинов оказалось всего 2%. А самыми бородатыми признаны британцы: согласно данным «Дэйли Мэйл», волосы скрывают подбородок и скулы каждого шестого жителя Туманного Альбиона.
Перемножим все полученные коэффициенты — и получим вероятность около одной стотысячной (0,00001%). Следовательно, у нашего объекта окажется по меньшей мере 74 000 потенциальных двойников. Конечно, вывод неточный: мы основывались на статистике, не распространяющейся на все географические регионы. И однако посмотрите, сколько есть двойников у каждой знаменитости. Нил Дуглас, встретивший «клона» в самолете, рассказывает: «В какой-то момент после того, как фотография стала вирусной, появилась целая армия наших клонов».
Какова же вероятность, что у каждого есть «дубликат» где-то на другой стороне земного шара? Попробуем подсчитать количество возможных лиц и сравнить его с мировым населением.
Предположим, что существует 7,4 миллиарда разных лиц (столько же, сколько людей живет на планете). Значит ли это, что ни у кого не будет двойника? Математика говорит: нет.
Чтобы все были уникальны, население Земли должно было бы приближаться к 150 миллиардам. Это объясняется классической задачей из теории вероятностей. В непрозрачной банке лежит 50 купонов. Вы достаете один и кладете назад. Как много раз вам придется залезать в банку, чтобы быть уверенным, что вы подержали в руках каждый купон? Начало коллекции собрать просто, а вот сделать ее полной — сложно. Ответ: около 225 заходов. Похожая ситуация с двойниками: большинство может встретить свою копию, но далеко не все.
Точная «статистика клонов» невозможна, так как восприятие лиц индивидуально. Ранее на сайте Би-Би-Си выходил материал о том, что мы и свои-то лица не всегда признаём на фотографиях. И однако эксперты считают, что большинство из нас все-таки имеет двойников. Более того, в эпоху повсеместного распространения соцсетей рано или поздно фотографии совершенно всех землян окажутся онлайн, и тогда-то вы и сможете познакомиться со своей копией.
Остается лишь последний вопрос: почему нас так завораживает перспектива встретить двойника? Ученые давно знают, что человек, похожий на нас внешне, вызывает большее доверие. В одной работе исследователи из Стэнфорда даже связали этот факт с политическими предпочтениями. Возможно, феномен «тяги к двойнику» объясняется нашим эволюционным прошлым, когда внешнее сходство указывало на родство. Генетик из Бристольского университета Лавиния Патерностер говорит:
«Вполне логично, что два человека с похожими чертами лица будут иметь гены, в которых больше сходства, чем между ДНК двух случайных людей».
Комментарии