Аура подвела: экстрасенсы опять остались без премии Гудини

В Москве прошли третьи испытания под эгидой Премии имени Гарри Гудини. Претенденты на приз в один миллион рублей в очередной раз не смогли доказать свои экстрасенсорные способности в рамках корректно поставленного эксперимента. Кандидатам предложили определить, за какой из пяти ширм скрывается мужчина. Участник украинской «Битвы экстрасенсов» Алексей Рязанов угадал один из раз из пяти, яснослышащая Инна Мардарь — ни одного. Зато после официальной части эксперты премии рассказали, как по-настоящему увидеть ауру человека — в том числе, с помощью тепловизора. Корреспондент «Футуриста» Павел Войтовский побывал на испытаниях и делится впечатлениями.

Аура подвела: экстрасенсы опять остались без премии Гудини

Экстрасенсам Алексею Рязанову и Инне Мардарь объясняют регламент испытаний

«Это что у него, козья ножка?», слышен шепот из зала.

Когда мы говорим "экстрасенс", то ожидаем увидеть фактурного персонажа, желательно, женщину в платке и с перстнями, и совсем хорошо, если с хрустальным шаром. Но претенденты на Премию Гудини совсем не выделяются в толпе гостей, журналистов и организаторов испытаний, собравшихся в столичном лофте "Фарфор". Всё меняется, когда Алексей Рязанов достает странный артефакт, завернутый в черный шарф. Наконец-то видно, кто из присутствующих может видеть ауру.

По регламенту, перед началом теста проводится неслепой эксперимент: испытуемым показывают пятерых волонтеров — четырех девушек и одного молодого человека. Добровольцев заводят за ширмы на глазах кандидатов. Затем экстрасенсов просят проверить, всё ли в порядке с аурой — уверены ли они в своих способностях. Тут-то Алексей и извлекает свой главный козырь: это нож с рукояткой из копыта косули. В какой-то момент экстрасенс подносит орудие к руке волонтера, ауру которого требуется распознать, и делает жесты, как будто счищает кожу. Позже он объясняет, что пытался убрать негативную энергию, чтобы добраться до позитивной. Алексей называет это "потискать". В перерыве я прошу сфотографировать инструмент — и получаю резкий отказ: энергетика утечет.

"Вы даже если на камерах посмотрите, вы увидите, что он там размытый", — говорит молодой человек.

Подготовка заканчивается благополучно: оба испытуемых заявляют, что почувствовали ауру волонтера и готовы пройти испытание.

"Из тех, кто приходит к нам, мне кажется, большинство заблуждается искренне, потому что у них всегда есть возможность пойти на попятный, — говорит Александр Панчин, кандидат биологических наук и научный журналист, входящий в оргкомитет премии. «Ничто им не мешает сказать: ну, что-то не работает сегодня моя способность. Но они говорят: да, я вот чувствую, мужчина здесь, всё в порядке, всё меня устраивает. После этого они проходят слепое тестирование — и не могут распознать мужчину. Это говорит о том, что они думают, что что-то могут, но они на этот счет заблуждаются".

Видеотрансляция эксперимента. Алексей Рязанов пытается определить, за какой из пяти ширм скрывается мужчина. Ему помогает нож с рукояткой из копыта косули, лежащий рядом на черном шарфе.

"Козья ножка" остается в центре внимания аудитории и после того, как всех просят покинуть помещение. За ходом эксперимента гости следят из соседней комнаты с помощью видеотрансляции. Регламент очень строг, все посторонние факторы отсеиваются. Во время случайного распределения волонтеров по загородкам камеры выключают. Претендентов запускают по одному. На каждую попытку отводится пять минут.

После первой неудачи внимание аудитории переключается на трансляцию эксперимента в "Перископе". Ее ведет бывший таролог, а ныне член оргкомитета Премии Гудини Алиса Кузнецова. Зрители в интернете предлагают устроить тотализатор и интересуются, что звучит в наушниках испытуемых: "Раммштайн?" Алиса терпеливо объясняет, что это просто строительные наушники, призванные исключить возможный шум, который могут издать волонтеры за ширмами.

Во второй раз Алексей неожиданно угадывает, и впервые звучат аплодисменты. Хотя большинство гостей отнесли бы себя к скептикам, испытуемым все сочувствуют. Правда, скоро выясняется, что удача полностью вписывается в статистическую погрешность. Больше ни Алексею, ни Инне ни разу угадать не удается.

Исследование на "ауроскопе"

После третьего захода, когда результат эксперимента более-менее ясен, внимание аудитории переключается на ауроскоп в углу.

"Грязновато-фиолетовый означает некую манипулятивность", — говорит ауролог, женщина с добрым взглядом и отличным знанием различных оттенков.

Аппарат представляет собой подставку со стальными контактными площадками. На них нужно класть ладонь. Программа на ноутбуке выдает красивый разноцветный овал, а также показания эмоциометра и круговую диаграмму "Разум-Тело-Дух".

Основа развлечения — кожно-гальванический эффект. Напольные весы с жиромером за 2000 рублей используют ту же технологию, чтобы указать, сколько у вас жировой ткани. Правда, ауроскоп, как утверждает специалист, обошелся ей в 200 000 рублей. Получающаяся картина зависит от силы нажатия, а значит, у ауролога есть неограниченный материал для демонстрации эффекта Барнума. Женщина может часами сидеть и выдавать общие фразы, трактуя горчичные и аметистовые оттенки и объясняя, что "белая третья чакра — хорошая возможность для общения с внешним миром".

В 4-й попытке никто не угадывает. Инна выбывает. Волонтеры выходят из-за ширмы с предательскими улыбками. На экстрасенсов с маек и бейджиков смотрит как минимум четырнадцать копий Гарри Гудини.

— Надо прислушиваться к своему телу, — увещевает ауролог.

После 5-й попытки, когда Алексею не удается найти мужчину и эксперимент досрочно заканчивается, в зале раздается возглас: "Так и знал, что это всё неправда!"

Результат испытаний: Алексей угадал только один раз, Инна — ни одного

Испытуемых выводят к журналистам.

"Много разных обстоятельств, — говорит Алексей, объясняя свою неудачу. — Может быть, из-за болезни".

Оказывается, сегодня утром у него была температура 39 и насморк. Неудивительно, что ножка косули не помогла.

Надо отдать претендентам должное — они смело согласились на эксперимент и даже остались на лекции, которые организаторы премии по традиции проводят после испытаний. Жаль, что экстрасенсам не удается досидеть до самой интересной части: физик Дмитрий Мамонтов расчехляет строительный тепловизор и демонстрирует его работу. Германиевая линза и болометрическая матрица — вот наш ответ ауроскопу. Если бы волонтер договорился с экстрасенсом и приложил руку к ширме с внутренней стороны, то теоретически ее можно было бы увидеть с помощью инструмента. На тепловизоре видна разница между мужчинами и женщинами: у женщин голова и руки холоднее. Это, кстати, учитывают производители спортивной одежды: для женщин она должна быть теплее.

Реальная аура: на тепловизоре рука мужчины (слева) отличается от женской повышенной температурой

Это далеко не последний эксперимент Премии Гудини. На сайте проекта рассмотрения ждут десятки заявок. Таланты у людей самые разнообразные. "С 18 лет периодически провожу корректировку погоды", "Могу своим биополем определять, есть ли движение воды по силиконовому шлангу", "Умею исчезать визуально (рассеиваться)", "Вижу события во времени", "Лечу руками", "Навожу сны" и "Считываю информацию с любых бактерий". Некоторые кандидаты впервые решают заявить о своих способностях, увидев призовой фонд премии. Есть среди них даже слесарь-ремонтник паросилового цеха Можайского Полиграфического Комбината. А есть и победительница "Битвы экстрасенсов" Бахыт Жуматова — правда, испытание с ее участием уже закончилось неудачей.

"Есть люди, которые верят несмотря ни на что, и сколько бы экстрасенсов мы ни провели через нашу премию, их не переубедить, — говорит Александр Панчин. — А есть люди, которые не знают. На них, в принципе, такой эксперимент может подействовать. Вот вы считаете, что ваш друг экстрасенс. А почему он не подал заявку на премию Гудини? Может получить миллион. Тут люди доброжелательные, мы никого не оскорбляем, никого не обижаем. Предлагаем честный, согласованный регламент. У нас никакой подставы, у нас не "Битва экстрасенсов". Ну, не хотят почему-то".

Фото: vk.com

Комментарии