Жанровость и расширение. Зачем нужны «Звездные войны: Истории»?

Виталий Халюков разбирает «Хана Соло» и сравнивает его с «Изгоем-Один», чтобы найти параллели и попытаться ответить на вопрос: Чем «Звездные войны: Истории» отличаются от просто «Звездных войн».

Пока в кинотеатрах во всю идет «Хан Соло», мы можем вывести несколько интересных тенденций. Когда вышел «Изгой-Один», многие вопросы оставались без ответа. Например, будет ли его стилистический облик одноразовой акцией или какие-то фишки станут обязательным элементом именно «историй»? Помню, как многие мои знакомые расстраивались, что это не вполне «Звездные войны». Без музыки Джона Уильямса, без вступительных титров и без джедаев.

Но тем не менее, «Изгой» удачно попал в собственный жанр, раскрыв тему войны и безымянных героев гораздо лучше, чем выходившие примерно одновременно с ним «28 панфиловцев». При этом, он не давал никакой предыстории персонажей, работая только с узнаваемыми архетипами. И был более geek friendly, чем ориентированные на мейнстрим части новой основной трилогии.

Схема абсолютно безошибочная в том смысле, что можно реализовывать более рискованные идеи в стороне от главного бренда. И в каком-то понимании получились как раз «те самые» «Звездные войны». Гораздо более близкие к атмосфере игр, книг, комиксов и других произведений расширенной вселенной.

«Соло» в этом плане следует по той же дороге, заигрывая с жанровым кинематографом и узнаваемыми типажами. По своей сути это типичнейший вестерн, где присутствует даже ограбление поезда. А еще беззаконники-мародеры, казино и в целом очень ковбойский нарратив, превращающий далекую-далекую галактику в дикую-дикую.

Если вы хотели видеть рецензию, то все просто: «Хан Соло» – хороший фильм. Сюжетно простой, с предсказуемыми – что, впрочем, не делает их плохими – решениями и одним реально мощным твистом в конце. Но об этом после. Давайте займемся реально важными вещами и попытаемся разобраться, чем являются «Звездные войны: Истории» на самом деле. В первом пункте будет тяжелый спойлер. Предупреждаю заранее.

Расширение вселенной

Тут все вроде бы очевидно. Джордж Лукас подарил миру невероятно богатое пространство для фантазии, и за прошедшие годы в нее внесло вклад немало талантливых авторов. Поскольку Disney отменил понятие «Расширенная вселенная», где был даже – не удивляйтесь – племянник Чубакки и по совместительству вуки-джедай – Лоубакка, вселенную приходится расширять заново. Создавая новые каноны и потихоньку убирая из франшизы лакуны.

Не уверен, что нам было так уж необходимо знать ориджин Хана Соло и понимаю тех, кого он разочаровал, но это скорее удачный опыт, чем не. А создание нового канона – это все-таки важно. Например, (СПОЙЛЕР) окончательно закрепили то, что Дарт Мол жив. Пойдет ли его история вразрез с той, что показали в мультике «Повстанцы» – неизвестно, но и не так важно.

Объединение сюжетов

Одна из важнейших функций «Историй» – скрепление всех концов друг с другом. Все круги замыкаются, все линии куда-то ведут. Теперь мы точно знаем, с чего начало Восстание и как именно планы Звезды Смерти попали в руки повстанцам. И люфт, где раньше гуляли ветры, расшатывающие сюжет классической трилогии, закрыт.

Работа с фанатами

Многие фанбои-гики были не в восторге от того, куда двигают «Звездные войны» под руководством Disney. Поэтому истории нужны как раз для того, чтобы успокоить этих людей и дать им то, что они просят. Классических персонажей и сеттинг, а то и более взрослые истории (опять же, «Изгой»).

Оба фильма, при этом, наполнены отсылками. Фраза Лэндо про шахтеров, постоянно прерываемые любовные сцены и даже окончательный и бесповоротный ответ на вопрос: стреляет ли Хан Соло первым? Да, стреляет. И вот почему.

Жанровость

Пожалуй, самое интересное и неожиданное, что принесли с собой «Истории». Развитие основных фильмов – слишком ответственное предприятие, чтобы позволять режиссерам что-то экспериментальное. И здесь самое время вспомнить о другом большом проекте, принадлежащем Disney. Да, я сейчас проведу параллель с Marvel.

Возьмите любой глобальный фильм – то есть, «Мстителей». И любой (во всяком случае, на последних стадиях) маленький. «Железный человек – 3» – это самый настоящий buddy movie под Рождество, потому что его снимал Шейн Блэк. А второй «Капитан Америка» очень плотно заигрывает с жанром шпионского боевика. И это круто. Это лучшее, что есть в Marvel. Редкие проблески авторской индивидуальности и работа с культурными кодами культового кинематографа. В вылизанных и практически стерильных «Мстителях» этого не бывает. Потому что не позволяют масштабы.

Здесь же, в побочных сюжетах, авторы могут себе позволить развивать небольшие – чуть ли не камерные – истории и делать те реминисценции, которые они хотят. Поэтому «Изгой-Один» – фильм про войну, а «Хан Соло» – чистокровный вестерн. Ну как, космический, конечно, и не в том смысле, в котором сериал «Светлячок», но все важные клише соблюдены.

Сольный фильм про Лэндо, наверняка, двинется куда-то ближе к «Друзьям Оушена», тем более Дональд Гловер отлично передал именно этот образ лакшери-авантюриста.

И это круто. Те, кому не нравится направление, в котором развивается основная франшиза, всегда смогут найти спасение в «Историях». И для этого, вопреки прошлому пункту, вовсе не требуется быть оголтелым фанатом, отличающим Феллуцию от Кашиика. Хотя таким, конечно, будет проще, да.

Архетипичность

По сути, этот пункт можно было отнести к жанровости, но он достоин и отдельного разговора. Мы уже сказали, что как «Изгой-Один», так и «Хан Соло» интересным образом обходятся с персонажем. Какой-нибудь BadComedian сказал бы, что их не развивают, поэтому им невозможно переживать. Но это совершенно другое.

Вы можете подойти к человеку за сорок, который не любит «Звездные Войны» и описать ему сюжетную фабулу и типажи, не называя имен и он сможет представить все важные черты и даже отождествлять себя с ними. Просто потому что любой, кто смотрел достаточное количество фильмов – даже если они исключительно мейнстримные – на бессознательном уровне понимает эти клише.

Работа с ними – очень тонкая штука, но пока «Истории» не скатились в простой пересказ и каждый киноштамп поставлен в достаточно интересную ситуацию, чтобы он мог работать.

Отделение от основной линии

Да, эти фильмы расширяют вселенную, но создатели определенно пытаются держать их на почтительном расстоянии. Как минимум стилистически. Отсутствие классической музыки и титров – как раз из этой космической оперы.

Вероятно, со временем у аудитории выработается привычка воспринимать это как отдельную франшизу. Что-то вроде автономного филиала «Звездных войн». Это происходит уже сейчас. Большинство моих знакомых спрашивает «Ходил на "Соло"?», а не «Ходил на "Звездные войны"?». Это уже о чем-то говорит.

Что я хотел всем этим сказать? Что мне нравится идея «Историй», наверное. И это проект, который требует отдельного рассмотрения в собственном контексте – и в контексте классики мирового кинематографа, к которой он отсылается, раз уж на то пошло – гораздо сильнее, чем в рамках общего представления о вселенной «Звездных войн».

Да, эти ходы от Disney – чистейший бизнес и холодный корпоративный расчет, но назвать его бездушным было бы все-таки неправильно. Здорово, что во времена, когда все продается и гик-культура более чем на 50% принадлежит одной и той же компании, остается место для игры, отсылок и вот этого всего. Даже авторское «я» моментами сохраняется. Хотя мы все равно говорим «новый фильм по "Звездным войнам", а не "новый фильм Рона Ховарда".

Пока лично меня "Звездные войны: Истории" радуют больше, чем основные франшизные фильмы. Хоть там все не так дорого-богато, само собой. Но в какой-то мере это издержки сентиментальности и фанбойства. Потому что тяжело не хвалить фильм, в котором играют два лучших человека на Земле: Дональд Гловер и Чубакка.

Если вы ничего не поняли, то прочитайте другой текст. О том, как смотреть и начать разбираться во вселенной "Звездных войн"

Фото: Vulture

Комментарии