Беспилотный Uber сбил человека насмерть. Что будет с индустрией

Беспилотный автомобиль Uber насмерть сбил велосипедистку, пересекающую проезжую часть. Инцидент произошел 18 марта в городе Темп, штат Аризона. На момент столкновения в салоне машины был сотрудник компании. «Автопилот» не распознал пешехода и не затормозил. «Футурист» разбирается: виновата ли компания, и какое будущее ждет беспилотные автомобили.

Виновата ли компания в аварии?

Согласно правилам, тестировщик в экстренных ситуациях должен взять контроль над автомобилем. Однако быстро среагировать и предотвратить тем самым аварию ему не удалось. Позднее выяснилось, что жертва аварии, 49-летняя Илэйн Херцберг, не соблюла правила дорожного движения и переходила не в положенном месте.

Важно, что это первая авария с летальным исходом в истории беспилотного авто. Неясно, как в дальнейшем это отразиться на будущем такси в автономном режиме. По мнению экспертов, происшествие в значительной степени подорвет доверие общества к технологии беспилотного авто.

По словам находящегося за рулем наблюдателя, женщина появилась совершенно неожиданно, словно вспышка. Попытки затормозить даже не было — машина ехала со скоростью около 60 км/ч в зоне допустимых 55 км/ч. Очевидно, что тестировщик соблюдал все правила.

Полиция города Темпе отмечает, что, вероятно, технология Uber в случившемся инциденте не виновна. Внедорожник Volvo SUV был оснащен двумя видеокамерами: одна вела запись дороги, другая — салона автомобиля. С записей камер видно, что при всем желании наблюдатель не смог бы предотвратить столкновение. Илэйн Херцберг вышла на освещенный переход внезапно. Однако не исключено, что подать в суд могут и на сотрудника компании Uber, который был в автомобиле в момент автокатастрофы.

Правовой вакуум вокруг новой технологии препятствует следствию

Специалисты считают, что нет никакого юридического обоснования винить наблюдателя в аварии с летальным исходом. В США еще не разработан закон, регулирующий политику автономных технологий. В подобных столкновениях невозможно четко определить, кто же на самом деле виноват в смерти от беспилотного авто. Юрист компании Slater & Gordon Мэттью Клаксон отмечает, что с точки зрения уголовного и гражданского права тестировщик может сказать, что положился на бортовую систему. В этом случае ответственность ляжет на производителя. А будет ли производитель добиваться виновности разработчиков технологии — пока неизвестно.

Город Темпе стал своего рода «Диким Западом», ведь «когда в городе нет шерифа, люди начинают умирать», отмечает адвокат конторы Consumer Watchdog Джон Симпсон. Он считает, что инцидент лишь напомнил о необходимости ужесточить условия подобных тестов. По мнению Симпсона, машины все еще не имеют возможности точно предсказывать действия человека. Проблема заключается во взаимодействии человека и робота. Поэтому адвокаты Consumer Watchdog призывают к мораторию на испытания автономных машин после ДТП компании Uber.

В таких штатах, как Аризона, Мичиган, Калифорния испытания беспилотников разрешены официально. Линда Бейли, исполнительный директор Национальной ассоциации должностных лиц городского транспорта утверждает, что система контроля над подобными экспериментами полностью отсутствует. Власти находятся в процессе изучения технологии автопилота.

Будущее беспилотников — под большим вопросом

Американский сенатор Ричард Блументаль убежден в том, что беспилотники имеют потенциал стать значительнее безопаснее. Он отмечает, что главная проблема Uber заключается в том, что компания поторопилась представить новую технологию миру — это и привело к трагическим последствиям. В прошлом году происходил подобный инцидент: однако погиб драйвер Tesla Model S с внутренней автономной системой, которая работает несколько иначе. Эксперты технологии Uber и Tesla разграничивают, считая их абсолютно разными.

Компания Tesla после аварии 2017 года необходимость дальнейшего развития технологии автономного авто не отрицала. Однако ее представители отмечали: количество аварий с беспилотниками, отнесенное к числу пройденных ими миль, значительно меньше, чем число аварий с человеком за рулем. Компания пришла к выводу, что несовершенный компьютер все равно безопаснее. Тем не менее, тысячи жертв ДТП всего мира не сеют мысль о том, что необходимо вовсе запретить вождение. В целом, автокатастрофу в Аризоне можно рассмотреть в разных аспектах.

Событие подкосило компанию, Uber пришлось прекратить испытания беспилотников по всем регионам. Помимо Аризоны, тест драйвы проходили в Торонто, Питтсбурге и Сан-Франциско.

Глава организации «Центр автобезопасности» Джейсон Левайн уверен: происшествие в значительной степени отпугнет людей от беспилотных машин на многие годы. Поддерживает мнение Левайна и Брайан Смит, профессор юридических наук, который занимаетсяизучением регулирования автономных транспортов. Он считает, что событие в Темпе кардинально изменит отношение общественности к новой технологии. Дело в том, что на этот раз жертва — пешеход, а не водитель, как это было в аварии с Tesla. Смит подчеркивает, что случай с Tesla таких серьезных последствий не повлек.

Ранее в ходе тестирований тоже возникали сложности, но последствия аварий несравнимы. Так, например, 24 марта машина компании Uber попадала в ДТП — автомобиль перевернулся набок. В марте 2018 года в Питтсберге беспилотник столкнулся с другой машиной. В обоих случаях пострадавших не было, но машины сильно повредились. Тогда компания испытания тоже остановила.


Согласно результатам исследования организации American Automobile Association, доля людей, которые испытывают страх при предложении поездить на автономном автомобиле без водителя, снизилось с 78% до 63%. Однако только 13% респондентов признают беспилотный транспорт безопаснее автомобилей с человеком за рулем. Ожидается, что этот показатель лишь уменьшится после летального исхода аварии в Аризоне.

Разумеется, приостановка тестирования беспилотника не прошла бесследно. За компанией Uber последовали и конкуренты. Представители стартапа nuTonomy, имеющего проект по беспилотникам, решили убедиться в безопасности тестирований. Этому же примеру последовала и компания Toyota. Однако далеко не все игроки рынка поддержали эту идею.

Миллиарды долларов компании Uber, Alphabet Inc., General Motors Co. и Baidu Inc. ежегодно инвестируют в развитие автономной системы машин. К примеру, подразделение Waymo Alphabet стоит как минимум 70 миллиардов долларов. Технология автопилота может в корне изменить автомобильную промышленность и транспорт в целом. Аналитики отмечают, что автокатастрофа в Темпе может замедлить тестирование, задержать коммерциализацию и подорвать такой оптимизм.

Наш телеграм-канал. Управляется людьми

Фото: Yahoo

Комментарии