Жизнь ради работы. Почему Uber безжалостен к своим сотрудникам

После серьезного кризиса, получившего широкую огласку этой весной, Uber активно работает над корпоративной культурой, которую и работники, и сторонние наблюдатели называют агрессивной, жестокой и требовательной. Годы работы 24/7 и борьбы с переменчивыми менеджерами подорвали психическое здоровье «белых воротничков», ставших инструментом в создании империи Uber.

Ты менеджер среднего звена

В штаб-квартире Uber в Сан-Франциско рабочий день начинается очень рано и заканчивается, кажется, никогда. Инженеры привыкли к вызовам из офиса с утра пораньше: что-то сломалось или вот-вот сломается, и, если не побежать сломя голову чинить поломку, придется дорого заплатить – включая поносящие работников письма от топ-менеджмента, которые нередко отправляются всем сотрудникам компании.

«Мне казалось, что я на работе круглые сутки», – вспоминает один из бывших сотрудников, – «Сообщения по выходным, письма в 11 вечера, а если не ответить в течение получаса, то возникнет цепочка из 20 людей».

Во время быстрого роста компании работникам могли приходить до несколько десятков или даже сотен вызовов за ночь. Даже те, кто шел в Uber с реалистичным пониманием объема работы в быстрорастущем стартапе, жаловались на ощущение, что работают в две смены подряд, только за вторую не платят.

«Где-то на протяжении 4 месяцев меня будили каждые пятницу, субботу и воскресенье в 3 утра с требованием что-то исправить. В итоге рабочий день длился более 10 часов», – признается инженер, начавший карьеру в Uber в 2014.

Цена ошибки

В мае 2015 года один из инженеров не смог среагировать на предупреждение о проблеме с базой данной. В результате пострадали сервисы компании по всему миру: водители жаловались на невозможность подключиться к системе, а сотрудники не могли им помочь. На тот момент Uber достигла оценочной стоимости в 50 млдр. долларов. Ставки были высоки, и технический директор Туан Пхам при помощи внутренней почты дал подчиненным знать о стоимости ошибки их коллеги.

Пхам написал, что инженер проигнорировал три предупреждения о нехватке места на диске для базы данных и что подобное – недопустимо. По этому поводу была проведена проверка, и, хотя Пхам не называл «виновного» по имени, всем было очевидно, о ком идет речь. Некоторые из бывших работников до сих пор вспоминают письмо как средство устрашения и защищают коллегу: «Если вас будят в три утра на протяжении пяти дней, и вам удается поспать пару часов в сутки, насколько ваша ошибка совершена по вашей вине?»

Через два дня Пхам прокомментировал критику в свой адрес, написав, что не хочет создавать в компании культуру, «в которой люди боятся сделать ошибку, потому что хотят двигаться вперед быстрее и идут на разумный риск», но в то же время и культуру «некачественной работы и ошибок, которых можно было легко избежать». Пхам написал, что «ни чувство самозащиты, ни чувство жертвы не поможет стать лучше».

Упадок гиганта

В последние несколько месяцев Uber находится в центре общественного скандала. В феврале бывший инженер Сьюзан Фаулер выступила с обвинениями в дискриминации по половому признаку и сексуальных домогательствах в компании. Uber запустил два внутренних расследования: одно в отношении ее претензий, второе – относительно корпоративной культуры в целом, проведенное бывшим генеральным прокурором США Эриком Холдером. Результатом стало увольнение 20 человек по причине сексуальных домогательств и издевательств на почве мести, хотя компания не назвала уволенных лиц. Совет директоров проголосовал за принятия всех 47 предложений, изложенных в докладе Холдера, включая изменение 14 основных ценностей компании. Например, изменить принципы конфронтации или «наступания на пятки» на более положительные и уж тем более запретить романтические отношения между руководителями и подчиненными.

Между тем, Uber борется и с иском от принадлежащей группе «Alphabet» компании Waymo, которая обвиняет транспортного гиганта в краже технологий для беспилотных автомобилей. Что еще более существенно – основатель Трэвис Каланик покинул свой пост генерального директора 20 мая, столкнувшись с давлением инвесторов. Пока совет директоров ищет нового лидера, компания будет управляться группой из 14 человек.

Но до столь затяжного упадка Uber был одной из самых крутых историй успеха в современном мире технологий. Молодая компания, опустошившая индустрию такси и достигшая ошеломительной стоимости в 69 млдр. долларов. Даже сейчас компания остается самым успешным технологическим стартапом в мире. И все это благодаря умению достигать предела везде, где это только возможно: в законодательстве, муниципалитетах, рынках и – работниках.

Сгореть на работе

Все сотрудники, давшие интервью для материала Buzzfeed (анонимно из страха последствий), говорили о невозможных перегрузках, круглосуточных чрезвычайных ситуациях, страхе перед руководством, тотальном разрушении баланса между работой и личной жизнью и постоянных унижениях от вышестоящих – и все ради достижения звания лидера. Многие отмечали панические атаки, злоупотребление психоактивными веществами, депрессию и госпитализацию на фоне стресса на работе. Даже те, кому нравилось в компании, вспоминают о неадекватно высоком давлении, из-за которого сотрудники регулярно теряли самообладание, но боялись уволиться. При этом руководство Uber отказалось комментировать подобные заявления.

«Это культ денег. Люди терпят жестокое обращение, постоянные угрозы увольнения, так что в итоге теряют чувство справедливости и собственного достоинства», – рассказывает один из бывших сотрудников.

В своем интервью Лиан Хорнси, присоседившаяся к команде Uber в качестве главы HR в январе, открыто признает факт сгорания на работе: «Ресурсы были ограничены, а рост был настолько высок, что мы никогда не успевали нанять работников в нужном количестве и достаточно быстро, чтобы успеть за темпом роста».

Тем не менее, компания многое изменила за последние несколько недель. Хорнси говорит, что провела более 200 бесед с работниками для выявления проблем. Теперь Uber предоставляет бесплатный ужин в 7 вечера, а не в 8.15, чтобы сотрудники могли им воспользоваться, не сильно задерживаясь на рабочем месте. Когда-то главным правилом компании был девиз работать больше, дольше и быстрее – теперь Хорнси и ее команда исключили слово «дольше». Также в планах выплачивать компенсации инженерам дежурных смен, а работникам предоставлять вознаграждение не просто в виде бесплатного абонемента в зал, но массажа и релаксационной терапии. Глава HR настаивает на том, что компания встала на курс по оздоровлению штата, но для многих задушевные беседы и баланс между работой и личной жизнью обещают произойти слишком поздно. Как утверждает бывший работник, установившуюся культуру уже нельзя изменить, а предложения Эрика Холдера не могут моментально поменять культуру компании с штатом в 10 000 человек.

Даже самые непримиримые критики признаются, что Uber резко и бесповоротно изменил мир. Главный прорыв компании состоит не в идее машин по вызову и даже не в самой технологии, а в ускоренной реструктуризации американской рабочей силы и переосмыслении будущего понятия работы. В понимании Uber работники – расходный материал, а рабочий день не имеет ни начала, ни конца. Каждый в ответе за свой финансовый успех, и компания достигает максимальной мощности без необходимости компенсировать простои.

Для водителей это означает, что они вынуждены брать одну поездку за другой и соглашаться на ежечасные поощрения и систему пятизвездочной оценки, в которой у них должно быть минимум 4,7 баллов. Без всех этих водителей, их машин и миллионов наезженных километров Uber бы попросту не было. Но такой колоссальный объем работы стоит компании всего ничего: водители не получают преимуществ, сами оплачивают налоги и зарабатывают, по оценкам Uber, не больше работника «Макдональдс». Uber совершил революцию, сделав людей более мобильными, с iPhone в руках, отслеживающими такси, но все это – механизм по выжиманию сил из тысяч водителей и сотрудников офисов по всему миру.

Пожарная тревога

Статья по теме

«Яндекс.Такси» и Uber стали одной компанией. Стоимостью в миллиарды долларов

Как и многие компании, Uber позиционирует себя как чистую меритократию – место, где лучшие умы щедро вознаграждаются. Меритократия – излюбленная в технической индустрии этика, которая предполагает, что каждый, в независимости от пола, расы и экономического положения, имеет равный шанс на успех (один из ныне забытых 14 принципов компании). Однако такие радужные перспективы означают работу семь дней в неделю до часу ночи, и это считается абсолютно нормальным. Одна из бывших сотрудниц вспоминает, как менеджер заявил ей, что проводить на работе по 80 часов в неделю – условие существования самого Uber.

Лучшие из лучших вознаграждаются возможностью присоединиться к ежегодному «workcation» (компиляция из слов «work» (работа) и «vacation», то есть каникулы). Workcation обычно проходит между Рождеством и Новым годом, во время которого происходит мозговой штурм, что расценивается как привилегия. Хотя работники сами покупают авиабилеты и подписываются на работу во время отпуска, компания выплачивает ежедневную стипендию и оплачивает питание. Один из бывших сотрудников вспоминает это как возможность «поехать на райский остров и запереться в номере, чтобы кодировать по 12 часов в сутки».

Бывший программный менеджер вспоминает, что всегда должен был быть на связи и никогда не брал выходных, хотя как-то раз все же взял отгул из-за стресса. Однако на следующий же день его начальник высказал ему, что брать отгул – плохая идея. Другого работника порицали за то, что он уходил в 7 вечера, чтобы побыть с семьей. Многие сотрудники приписывают бывшему генеральному директору внедрение жесткой внутренней политики.

Трэвис Каланик внушал коллегам, что, если они не на пределе, значит, работают недостаточно усердно.

По иронии судьбы член совета директоров и медиа-магнат Арианна Хаффингтон – союзник Трэвиса Каланика, ставшая публичным лицом компании во время расследования о сексуальных домогательствах – построила свой бренд на идее важности сна. Арианна – гендиректор компании о здоровье «Thrive Global», а экземпляры ее книги «Революция сна» нередко лежали среди кип документов на столах в офисе Uber. Хаффингтон зашла настолько далеко, что даже приписала проблемы компании «культуре рабочего места, подпитываемого выгоранием». Действующий сотрудник Uber считает, что баланс работы и жизни невозможен с учетом установок Трэвиса, который только и делает, что говорит о том, как никогда не перестает работать. Чем быстрее развивалась компания, тем выше был уровень давления и стресса – и кажется, порой это было даже необходимо. Бывший операционный менеджер, работавший в Нью-Йорке, предполагает, что атмосфера бесконечной «учебной пожарной тревоги» – всего лишь бизнес-модель компании.

Культ денег

Для любого, кто проведет время в коворкинге или кафе в Сан-Франциско, станет понятно, что трудиться сверхурочно в Силиконовой Долине так же естественно, как получать бесплатные сэндвичи на работе. Но Uber, в отличие от Google, Amazon, Facebook, Microsoft, Apple и других компаний такого масштаба, остается в частном секторе. Это влияет на работников в нескольких направлениях: несмотря на зашкаливающую оценочную стоимость, Uber не очень прибыльный, что означает ориентацию на достижение цели почти любой ценой. И, как многие частные стартапы, Uber считает компенсацию скорее актом справедливости, чем выплатой зарплаты.

При этом компания признает, что платит меньше своих конкурентов. Например, средняя зарплата программиста в Uber – около 115000 долларов в год, что на 10000 меньше, чем в Facebook.

По неподтвержденным сведениям, в компании используют алгоритм вычисления минимально возможной оплаты труда для того, чтобы сохранить зарплаты низкими.

Хорнси сообщила, что собирается объявить нововведения в политике Uber относительно зарплат на этой неделе, но какие именно перемены будут, не уточнила.

Реальность такова, что гигантские оценки компании и потенциальные сверхприбыли эффективно удерживают людей от увольнения. Обещание выгоды не дает людям уйти, несмотря на издевательское отношение со стороны начальства.

Публичное наказание

Статья по теме

Глава Uber уволился. Вернее, его попросили

Случай с письмом Пхама о дежурном инженере – далеко не единичный случай, когда работники были публично унижены. В марте 2016 компания поощряла тех, кто пробовал себя в роли таксиста с целью лучше понять организацию платформы. Предполагалось, что такие работники подвозят клиентов в свободное время, а их заработок идет на благотворительность. Во время встречи с руководством летом 2016 один из инженеров, участвовавших в эксперименте, был приглашен на сцену для обсуждения своих впечатлений с Калаником. Но, как вспоминают очевидцы, тон встречи резко изменился, когда Каланик узнал, что инженер изо всех сил пытался поддержать рейтинг выше 4,7 баллов – крайний нижний порог. Обычно водителя с рейтингом ниже порога отключают от платформы. Каланик был возмущен рейтингом подчиненного, который пытался объяснить, что проблема была в самом приложении. Например, ошибки в картах расстраивали пассажиров, которые, разумеется, приписывали неверный маршрут водителю и ставили низкие оценки. Пресс-служба компании утверждает, что Каланик просто расспрашивал о выводах из полученного опыта, но присутствовавшие работники считают, что директор публично унизил их коллегу. Предоставить видео с презентации для этой статьи в Uber отказались.

Бывший программный менеджер называет культуру компании «ткни пальцем». Причем непрекращающийся страх перед руководством был даже более истощающим, чем переработки: «Никогда не знаешь, за что тебе попадет».

Uber не для «слабаков»

До принятия в июне рекомендаций Холдер у компании было 14 главных «заповедей», которые были признаны независимым исследованием «оправданием для некорректного поведения». Одна из бывших сотрудниц называет культуру Uber «сволочной», и «если ты не ведешь себя соответствующе, значит, ты просто слабак». Для женщин, вспоминает девушка, такие установки давались особенно тяжело: «Тебе приходится вести себя как мужчина для того, чтобы преуспеть».

Главное не человек, а его карьера

Последствия испытанного на работе стресса в такой атмосфере, как в Uber, могут сильно различаться, в зависимости от личности и полученного опыта. Одни называют его «бодрящим», другие – «физически истощающим», но «вознаграждающим», а для третьих душевное здоровье оказалось под угрозой. Нередко в офисе случались приступы панических атак или признания в том, как человек несчастен в Uber. В таких случаях работники притворялись, что у них назначена встреча, и просто уходили из офиса подышать воздухом, чтобы успокоиться. Глава HR Хорнси рассказала, что около 15 сотрудников признались в том, что испытывают панические атаки или приступы тревоги из-за работы в Uber.

Компания заявляет, что сервисы по улучшению психического здоровья доступны с 2015, с января этого года Uber расширил возможности посредством компании Lyra Health (работникам и их семьям доступны консультации 24/7 и персональные встречи), а с апреля был подключен консультационный онлайн сервис в главных офисах по всему миру. Правда, на вопрос об актуальности сервисов компания отказалась ответить.

Некоторые сотрудники начинают ходить к психотерапевту, однако, не всегда можно избежать наихудшего развития событий. В апреле журнал «Хроники Сан-Франциско» сообщил, что в августе 2016 инженер Uber Джозеф Томас совершил самоубийство. Его жена Зеколь, обнаружившая тело мужа, теперь пытается получить возмещение по рабочей страховке после того, как Uber отказался выплачивать компенсацию. В интервью «Хроникам» Зеколь и отец ее погибшего мужа рассказали, что именно конкуренция внутри компании и высокие ожидания подтолкнули Джозефа к такому шагу.

Uber заявляет, что компании стало известно о суициде Томаса только 5 месяцев спустя, в декабре 2016. После публикации журнала начальник отдела безопасности Джо Сулливан сделал рассылку всему штату о том, что юридически компании было запрещено комментировать смерть Томаса сразу же.

«Мы заботимся о здоровье наших сотрудников», – написал Сулливан, – «Для нашей компании важно, чтобы мы могли говорить о таких вещах открыто и делиться своими мыслями и чувствами».

На следующий день после выхода номера бывший инженер Uber Юу-Ен Цаи опубликовал пост на LinkedIn «Будьте человечнее по крайней мере к подчиненным», где рассказал о приступах тревожности, которые он испытывал на протяжении трех лет работы в компании. Позднее Цаи дополнил пост, сказав, что условия труда в Uber улучшились, и он не считает себя их жертвой. Один из сотрудников прокомментировал запись: «Здоровая атмосфера на работе важнее всего».

Большой брат следит за тобой

Статья по теме

Член совета директоров Uber отпустил сексистскую шутку. На собрании о сексизме

Хорнси вступила в должность в январе, но в компании ходят жуткие легенды о предыдущих HR, которых категорически не хватало. В результате у некоторых менеджеров был сверхконтроль на теми, кто получает должности. В июне Хорнси сообщила коллегам, что команда HR пока работает в неполном составе, но активно расширяется.

Работники называли анализ эффективности политическим конкурсом, где Каланик или другие представители «верхушки» могут создать или сломать твою карьеру. Недавно компания запустила систему оценивания, в которой деятельность сотрудника оценивается по шкале от 1 до 5 и пытается предсказать его успешность в будущем.

Те, кто получает оценки 4-5, могут рассчитывать на большие бонусы и повышение; те, кому повезло меньше, вносятся в план по улучшению эффективности – намек на то, что пора искать новую работу. В целом, сотрудники чувствуют, что они всегда недостаточно хороши.

Система анализа эффективности Uber основана на множественных сравнениях: она распределяет сотрудников по категориям так, чтобы кто-то оказался внизу рейтинга. По сути это натравливание коллег друг на друга. Система похожа на аналогичные в Microsoft, GE и Amazon, с последним у Uber много схожего. Amazon также известен своей жесткой и беспощадной корпоративной культурой. Генеральный директор Amazon Джефф Безос – инвестор Uber, чей директор по закупкам Джефф Холден проработал 9 лет в Amazon. И хотя ценности компаний схожи, формулировки у книжного гиганта тоньше.

Ряд бывших и действующих сотрудников считают, что единственный путь избежать низкого рейтинга – подружиться с менеджерами и «верхушкой». Это может означать как многочасовые переработки после полуночи в надежде врезаться в Каланика в коридоре, так и долгие посиделки в баре.

Настаивать на участии в вечеринках – распространенная практика в Uber. И если ты не хочешь ходить на вечеринки или пить, ты на обочине. Один бывший сотрудник вспоминает, что это было «единственное место, где люди приходили на работу пьяными и работали в таком состоянии. Это стало тревожным звоночком и поводом для ухода».

В докладе о корпоративной культуре есть предложения совету директоров ограничить доступ к алкоголю на работе и снизить его роль во время коллективных мероприятий. В частности, Холдер советует поддерживать «мероприятия, в которых алкоголь не так важен, чтобы непьющие сотрудники тоже имели возможность наладить отношения и участвовать в тимбилдинге».

Жизнь после Uber

Даже те, кто обошелся без последствий для здоровья, вынуждены были сделать большой перерыв в работе после ухода из Uber. Некоторым требуется несколько месяцев, чтобы окончательно прийти в себя и вернуть уверенность. Конечно, далеко не каждый описывает свой опыт в компании как бесконечные страдания. Бывший инженер назвал менеджмент справедливым, хотя в одних командах уровень стресса был выше, чем в других. Например, инженеры, работавшие над Uber для Китая были под особенным давлением, так как это проект был очень важен для Каланика (кстати, он провалился).

Статья по теме

История: как Apple хотела выгнать Uber из App Store за обман

Другие сотрудники не сомневаются в том, что Uber умеет вознаграждать и что есть прямая корреляция между объемом работы и высоким положением. Но и у такой системы есть обратная сторона медали: к повышениям быстро привыкаешь, а они требуют все большей отдачи. Те, у кого энтузиазм угасал, застревали на одной должности и в итоге уходили.

Uber становится своеобразным наркотиком – людям трудно уйти или отделить себя от компании. Действующий инженер признается, что забросил все свои многочисленные хобби, устроившись в Uber.

«Было легко отдать 100% моей жизни Uber. Но теперь я точно могу сказать, что личная жизнь сильно пострадала».

Три года спустя после ухода из компании и долгих душевных поисков он все же научился отделять себя от того, что произошло в Uber: «Они не способны поставить здоровье работников в приоритет, поэтому, пожалуй, не стоит самому убиваться».

Оригинал статьи

Фото: www.buzzfeed.com

Комментарии