«Убийца — еврей!». Приключения иудеев в правовом поле царской России

В год столетия русской революции деятели культуры и активисты уделили особое внимание фигуре Николая II. Правда, дискуссии ведутся не о политической деятельности последнего русского императора, а о его личной жизни. Сначала поводом для скандала стал роман Николая с балериной, теперь - весьма и весьма сомнительная легенда о том, что царская семья была убита во время еврейского обряда. Это предположение выглядит, мягко говоря, неубедительно, но «кровавые наветы» на еврейское население в России имеют богатую и печальную историю.

Премьера «Матильды» прогремела несколько месяцев назад, но резко активизировавшиеся поклонники последнего русского императора никак не могут успокоиться. На этот раз недовольство РПЦ и православных активистов было вызвано следствием по делу об убийстве царской семьи. В 1990-х годах появилась версия, что убийство в доме Ипатьевых произошло не по политическим, а по религиозным причинам. Ряд авторов утверждают, что члены царской семьи и их приближенные стали жертвами кровавого еврейского обряда. В 2008 году версия была уверенно отвергнута, поскольку большая часть свидетельств сводилась к фразам, вроде: «я лично не видел, но так и было», а судмедэкспертизы не нашли никаких признаков ритуального убийства. Но РПЦ с решением следователей не согласилась — во многом потому, что ее представители в расследовании не участвовали. Два года назад по настоятельным просьбам православной общественности дело об убийстве царской семьи было вновь открыто. Откуда вообще появилась версия о еврейском ритуале и есть ли какая-то вероятность того, что последний русский император действительно стал жертвой каббалистов?

На поставленный выше вопрос стоит ответить сразу: нет. Царская семья погибла не потому, что каким-то загадочным евреям-оккультистам нужно было добавить императорскую кровь в праздничную мацу. Все доказательства в пользу этой явно антисемитской теории были разбиты вдребезги еще во время первого расследования. И будем честными: опровергнуть эти доказательства было не так уж и сложно. Но возникает справедливый вопрос: кто вообще это придумал и, самое главное, зачем?

Ни для кого не секрет, что евреи зачастую становились жертвами дискриминации, поэтому вряд ли кого-то в Европе можно было удивить расследованием очередного якобы «ритуального» убийства. Особенно полюбили эти процессы суеверные жители Средневековья — в любой своей беде, вроде эпидемии или неурожая, они обвиняли представителей какой-нибудь группы людей, которые вряд ли смогли бы дать им серьезный отпор. Под раздачу часто попадали женщины, люди с психическими заболеваниями и нехристиане — мусульмане и евреи. Нужно отметить, что церковные и светские власти католических стран все-таки пытались пресечь «кровавые наветы» и защитить евреев от народной нелюбви. В период с XIII по XVIII века можно без труда найти папские и королевские указы, запрещающие клеветать на евреев.

Слово пьяницы против слова еврея

А для евреев, живущих в России, в XVIII — XIX вв. все только начиналось. К 1817 году было рассмотрено пять дел о «еврейских ритуальных убийствах». Все подозреваемые были оправданы, что неудивительно — дела о «кровавых наветов» в царской России отличались невероятной фантастичностью. Львиная доля всех обвинений были построены на показаниях пьяниц, бездомных, преступников и сумасшедших, которые не просто выдумывали абсолютно неправдоподобные истории (в которых обязательно фигурировала кровь младенцев), но еще и путались в собственных показаниях. Возьмем, например, Велижское дело — одно из первых известных расследований против евреев в России. Для того чтобы обвинить 40 евреев города в убийстве трехлетнего мальчика, хватило показаний нищей проститутки, которая увидела похищение ребенка евреями во время гадания. В течение расследования проститутка превратилась из сомнительной свидетельницы в мать убитого ребенка, а потом — в служанку «евреев-убийц», которые якобы заставили ее принять участие в преступлении. По ходу дела и следователи, и свидетели почему-то забыли место убийства мальчика и характер его ранений, поэтому тело на страницах отчета «кочевало» из леса, в самые разные водоемы и обратно и почти сразу стало обескровленным, хотя мальчик был просто заколот, без каких-либо дальнейших ухищрений. Никого не смутило и то, что свидетели зачастую приписывали новые преступления тем евреям, которые уже сидели в тюрьме по этому делу.

Еврейская организация на первомайском демонстрации в Санкт-Петербурге. 1919-й год

У 40 евреев города Велиж были все шансы провести остаток своих дней в тюрьмах и на каторгах по делу фантастическому настолько, что даже опровергать его как-то неловко. Но это легко объясняется тем фактом, что высокопоставленные люди, занимавшиеся Велижским делом, очень хотели, чтобы евреи оказались виновны. И непременно в ритуальном убийстве. А судопроизводство в России находилось на таком уровне, что желание следователей практически всегда заменяло закон — из обвиняемых выбивались ложные признания, а потом сам обвинитель, не мудрствуя лукаво, сочинял ход преступления, подгоняя под него свидетельства случайных людей. Велижских евреев могло спасти только чудо. И этим чудом стал честный чиновник, граф Николай Мордвинов. Но даже ему пришлось постараться для того, чтобы доказать власть имущим, что это нелепое дело действительно нелепое. 40 невинно осужденных евреев ждали решения своей участи 9 лет. Четверо из них погибли в тюрьмах от жестокого обращения.

«Процесс Бейлиса — это полицейская Цусима»

Возможно, о страшном в своей слепой ненависти Велижском деле можно было бы забыть, как о жутком кошмаре (в первую очередь, для репутации всего российского судопроизводства), но такие случаи повторялись снова и снова. Последним из известных расследований против евреев было дело Бейлиса, о котором в свое время в качестве журналиста писал Короленко. Читать отчет прославленного русского писателя об этом деле морально тяжело — на каждой странице Короленко приводит целый ряд несостыковок и нелепых свидетельств, которые могли бы стать роковыми для еврея Бейлиса, вся вина которого состояла в его национальности.

История очень напоминает Велижское дело — снова убит мальчик, снова обвинение исходит из крайне сомнительного источника (а именно — от женщины, известной всему городу как содержательница воровского притона), снова свидетели отчаянно путаются в показаниях и снова никаких прямых указаний на то, что подозреваемый имеет хоть какое-то отношение к убитому мальчику. Ряд свидетелей прямо указывают на то, что Бейлис невиновен, и даже называют имя убийцы, но следователи остаются намеренно слепыми к доводам здравого смысла. Чтобы повлиять на решение суда, они набирают присяжных среди малограмотных граждан.

Карикатура на процесс Бейлиса

Но, к счастью, времена, когда все решалось прихотями высокопоставленных чиновников, начали уходить в небытие. На дворе стоял 1913 год — подробности дела Бейлиса знала не только вся Россия — их знали и за пределами страны. Все, кроме кучки антисемитов, были за Бейлиса. «Процесс Бейлиса — это полицейская Цусима, которую никогда не простят», - говорил чиновник Любимов.

«Не надо быть юристом, надо быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять, что обвинение против Бейлиса есть лепет, который любой защитник разобьёт шутя. И невольно становится обидно за киевскую прокуратуру и за всю русскую юстицию, которая решилась выступить на суд всего мира с таким убогим багажом», - говорил редактор «Киевлянина» Василий Шульгин (который, кстати, был известным националистом). Последний оплот чиновников-антисемитов в виде малограмотных присяжных рухнул — оказалось, что не нужно заканчивать университеты, чтобы понять, насколько грязным и нелепым получилось дело Бейлиса.

Причем тут Гейне?

И вот, спустя сотню лет, снова невероятная история о евреях, жаждущих крови, на этот раз — императорской. Среди свидетелей больше нет сумасшедших маргиналов — неизвестную историю об убийстве царской семьи рассказывают руководители Белого движения. Свою теорию они доказывают тем, что на стенах Ипатьевского дома была найдена строчка из Гейне (которую довольно сложно связать с какими-то каббалическими ритуалами) и некие символы, которые после небольших махинаций можно принять за буквы из нескольких древних алфавитов. Все это якобы безошибочно указывает на то, что смерть царской семьи была еврейским обрядом. С таким же успехом можно было бы отыскать на стене царапину, напоминающую букву «с», и сказать, что это значит «смерть царю». Теория о ритуальном убийстве царской семьи венчается историей о том, что головы убитых были отделены и увезены в банках со спиртом. Как и следовало ожидать, экспертиза показала, что следов подобных операций на останках царской семьи не обнаружено.

Картина Павла Рыженко «Ипатьевский дом. Расстрел»

Главные доводы людей, считающих Николая II жертвой евреев, довольно быстро рассыпаются в прах, но вопросы к ним не заканчиваются. Почему в еврейском ритуале практически не участвовали евреи? Почему убийство не было приурочено к иудейскому празднику? Почему царскую семью застрелили — разве это ритуальный способ убийства? И почему вообще адептов религии, запрещающей употреблять в пищу кровь и пачкать ею руки, до сих пор подозревают в проведении кровавых обрядов? В убийстве Николая II действительно не все ясно, но существующие вопросы не имеют никакого отношения к иудаизму.


В прошлом было не только лютое мракобесие. Прочитайте, например, о дочери лорда Байрона, которую можно назвать первой девушкой-программистом.

Фото: arabic.rt.com

Комментарии