Не долетел: что известно о пропавшем «Метеоре»?
Cпутник «Метеор-М», запущенный с космодрома Восточный 28 ноября, не вышел на расчетную орбиту. Что известно на данный момент, разбирался «Футурист»
Что произошло?
28 ноября на космодроме Восточный состоялся второй в его истории запуск: ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» должна была вывести на орбиту метеорологический спутник «Метеор-М» № 2-1. Разгонный блок вместе со спутником оказался на промежуточной орбите - но вывести «Метеор» на целевую орбиту не удалось. В ходе планового сеанса связи спутник не отправил телеметрию.
Второй запуск на космодроме «Восточный»
Помимо основной задачи - доставки «Метеора» - разгонный блок должен был вывести на три разные орбиты еще 18 мелких спутников из разных стран: в их числе студенческий аппарат «Бауманец-2» (Россия), LEO Vantage (Канада), AISSat-З (Норвегия), IDEA (Япония), SEAM (Швеция), два аппарата Landmapper-BC (США), 10 спутников LEMUR (США) и D-Star One (Германия). Это должно было произойти после того, как «Фрегат» вытолкнет «Метеор» на расчетную орбиту. Однако о судьбе попутной нагрузки пока ничего неизвестно.
Какие есть версии?
Пока только предварительные: человеческий фактор и техническая неисправность (последнее в приоритете).
Источник в ракетно-космической отрасли сообщил «Интерфаксу», что по предварительным данным, кто-то допустил ошибку в полетном задании ракеты-носителя и разгонного блока «Фрегат». Из-за этого первый импульс был выдан не в той ориентации, которая необходима, поэтому разгонный блок вместе со спутником вошел в атмосферу и упал в Атлантический океан. Если все произошло согласно этому сценарию, попутная нагрузка также утрачена.
Сейчас на первый план вышла версия с технической неисправностью в разгонном блоке. Скорее всего, блока нет на орбите.
«На данный момент были использованы все возможности обнаружить разгонный блок "Фрегат" на орбите. Вероятность того, что он находится в космосе, на данный момент, практически равна нулю», - сказал собеседник ТАСС. Он отметил, что рабочая группа на космодроме Восточный пока не оставляет надежды, что он может быть в космосе - но объективных причин нет.
Есть и совершенно фантастические версии. Протодиакон Андрей Кураев в эфире радиостанции «Говорит Москва» предположил, что во всем виноват священник. Епископ Благовещенский и Тынденский Лукиан 27 ноября освятил «Союз-2.1б» - как и первую ракету, стартовавшую с Восточного в апреле 2016 года, пуск которой пришлось отложить на день. Кураев усомнился в «качестве услуг» священнослужителя.
Проблема в «Фрегате»?
Говорить пока рано, информации слишком мало. Но эксперты предполагают, что проблема именно в разгонном блоке.
Назвать разгонный блок «сырым» нельзя: статистика говорит о его надежности. Запуски с РБ «Фрегат» и его модификациями проводятся с 2000 года. С его помощью на орбиту выводили европейские спутники навигации Galileo и Pleiades, спутники связи Globalstar, российские навигационные спутники «ГЛОНАСС». В 2003 и 2005 году ракета-носитель «Союз-ФГ» с РБ «Фрегат» вывела на орбиту межпланетные станции «Марс-экспресс» и «Венера-экспресс». Из 58 запусков с 2000 по август 2016 года лишь один был аварийным. Из-за нештатной работы «Фрегата» ракета-носитель «Союз-СТ-Б», запущенная 22 августа 2014 года с экваториального космодрома Куру, не вывела на расчетную орбиту два спутника Galileo - предположительно, виной тому была ошибка в программном обеспечении.
«Крайне удивительно, что "Фрегат", похоже, не сработал. По-видимому, по каким-то причинам не включился двигатель. Скорее всего, эта причина. Неприятно, что это случилось при запуске с Восточного. Может ли полигон как-то повлиять? Возможно, но очень опосредованно. Кто где ошибся — об этом сейчас можно только гадать. Вопрос еще в том, осталось ли что-то на орбите или нет, — говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Однако в 2017 году случилось несколько нештатных ситуаций. Одна неприятная история произошла 14 июля 2017 года при групповом запуске спутников с космодрома Байконур. Тогда в космос было отправлено рекордно большое количество космических аппаратов: "Канопус-В-ИК" и еще 72 малых космических спутника. Среди них был микроспутник "Маяк", разработанный на базе Университета машиностроения (МАМИ) - средства на постройку этого аппарата собирали методом краудфандинга. Не все спутники оказались на своих местах: не вышли на связь два малых аппарата МКА-Н от российской компании Dauria Aerospace, а один из восьми спутников Lemur-2 и один Flock 2k не попали на расчетные орбиты. Позднее появилась информация, что от семи до 10 спутников, выведенных на одну целевую орбиту, не выходят на связь, пишет "Газета.ру". "Маяку" тоже не повезло: не раскрылся солнечный отражатель, благодаря которому спутник должен был сиять на ночном небе, как яркая звезда. Глава "Роскосмоса" Игорь Комаров заявил, что это не было связано с недоработками в ракете - причина в спутниках.
Недавно стало известно о переносе ангольского спутника связи Angosat-1 с 7 на 26 декабря. Причиной переноса запуска стали посторонние предметы в системе заправки РБ "Фрегат". СМИ сообщили, что рабочие забыли достать из заправочного коллектора две резиновые заглушки, которые защищали топливную систему от попадания инородных тел - из-за этого не удалось провести заправку.
Можно ли спасти хотя бы попутную нагрузку, если она осталась на орбите?
Российский спутник дистанционного зондирования Земли "Метеор-М" № 2-1 (основная нагрузка миссии)
Это сомнительно.
"Все спутники — российские и зарубежные, выводимые на разные орбиты с помощью разгонного блока „Фрегат" — однозначно можно считать утраченными, независимо от того, находятся ли они на нерасчетной орбите или упали в океан. Если даже первое включение разгонного блока прошло штатно, высоты, на которой это произошло, явно недостаточно для того, чтобы довывести аппараты на расчетные орбиты. Поэтому с точки зрения засорения космического пространства даже хуже, если спутники вместе с „Фрегатом» остались на низкой орбите: спасти их невозможно, и теперь это просто космический мусор", - сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
Почему у нас все так плохо?
Для начала напомним бюджет. Россия планирует потратить на Федеральную космическую программу в 2016—2025 годах 1,521 триллиона рублей. Однако финансирование обеспечено в размере 1,406 триллиона рублей - остальное "Роскосмос" получит после 2021 года в зависимости от ситуации. В 2016 году бюджет NASA составил $19,2 млрд, в российских рублях это составляет около 1,15 триллионов. Получается, что NASA в год получает почти столько же, сколько "Роскосмос" за 10 лет.
В таких условиях невозможно рассчитывать на выполнение глобальных проектов. Частная космонавтика в России также неразвита - поэтому государственные предприятия берут на себя всю нагрузку, в отличие от NASA, активно налаживающей сотрудничество с частными компаниями. Несмотря на то, что в наследство от СССР России достались крупные производственные комплексы, задействовать их в полную силу крайне тяжело. Люди, которые создавали легендарную космическую технику несколько десятков лет назад, уходят из отрасли - на их места приходят сотрудники с нулевым опытом работы и низким уровнем мотивации. Александра Борисова, руководитель проекта ТАСС-Наука считает, что низкая зарплата и неумение мотивировать молодые кадры не позволяют российским космическим предприятиям вырастить из молодых специалистов опытных работников и удержать их в отрасли.
Астроном и популяризатор науки Владимир Сурдин предполагает, что одной из причин неудач в российской космонавтике может быть низкая производственная культура. В конце 2016 года"Роскосмос" объявил о новой программе по обеспечению контроля качества - но, по всей видимости, ее не успели реализовать. Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев предполагает, что технологический процесс и его исполнение пока продуманы недостаточно.
Ну и наконец, избежать нештатных ситуаций в такой сложной отрасли, как космонавтика, практически невозможно.
"Футурист" следит за развитием событий
Комментарии