Супергород за 500 млрд от Саудовской Аравии. Это вообще реально?

Саудовская Аравия планирует построить искусственный город Neom, который должен изменить мир. Но сейчас к этой идее слишком много важных вопросов. Рассказываем, почему проект возможен и невозможен одновременно.

Нет: пока очень мало конкретики

Идею города Neom на огромном мероприятии с участием бизнесменов из 88 стран представил лично наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад. Он много говорил про будущее, новые стандарты жизни и менталитета, прорыв технологий: «Это будет место не для обычных людей или обычных компаний, а для мечтателей со всего мира». Яркая презентация рассказывает про весь стандартный набор города будущего: возобновляемая энергия от ветра и солнца, экотранспорт, автоконтроль воды, Интернет Вещей и так далее.

Цифры, которые уже засветились во всех мировых СМИ: 26 500 км² и почти 500 млрд долларов инвестиций. И тут вопросы сразу по двум пунктам. Планируемая территория (это, кстати в 21 раз больше Нью-Йорка и в 10 раз − Москвы) захватывает границы Иордании и Египта. И обе страны пока не сказали ничего развернутого о своем статусе в новом проекте СА. Учитывая нестабильную ситуацию в ближневосточном регионе примерно везде, планировать что-то масштабное на несколько стран − вечный риск. Например, в том же Египте всего четыре года назад роняли президентский режим. Хотя египтяне уже отдали саудовцам два острова.

С деньгами все более ясно. Во-первых, у Саудовской Аравии есть суверенный фонд на пару триллионов. Во-вторых, проект Neom заинтересует иностранных бизнесменов − именно для них устраивался тот вечер с выступлением монарха. В-третьих, страна, возможно, продаст 5% акций своей нефтяной компании Saudi Aramco. Но это все аналитика − точного плана сама Саудовская Аравия либо не показала, либо еще не разработала.

Курировать запуск Neom будет экс-генеральный директор Siemens Клаус Кляйнфельд. Для него уже обозначены сроки: первый этап строительства закончится в 2025 году. И все-таки сейчас Neom − просто красивая идея для сторонних зрителей, подсвеченная модной графикой и важными словами про будущее. Эксперты по Саудовской Аравии заявляют, что заявление о создании Neom на международном форуме − в первую очередь пиар-ход под зарубежных партнеров.

Да: саудовский принц − молодой прогрессивный лидер

Летом король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз сделал важную перемену: он забрал статус первого наследного принца у 57-летнего племянника и отдал своему 31-летнему сыну Мухаммаду.

Считается, что Мухаммад − лидер нового поколения арабской элиты, которое сильно разбавило консервативные взгляды от своего народа западным образованием и влиянием современных экономических идей. Еще в декабре 2015-го Forbes поставил Мухаммада в рейтинг ста наиболее влиятельных мыслителей мира. В следующие два года его готовили к управлению страной, а сам он постепенно отодвигал от центра влияния своего двоюродного брата.

Политологи часто сравнивают Мухаммада с Трампом (и он неплохо ладят): за эпатаж, за импульсивную дипломатию, за популистские лозунги о том, что страна снова должна стать великой. Целая команда пиарщиков помогла принцу нарастить авторитет среди иностранных партнеров и саудовской молодежи, а жесткая политика уже привела к ряду важных решений. Например, Мухаммад уволил огромное число возрастных чиновников, заменив их людьми своего поколения. А желание доминировать на Ближнем Востоке уже привело к тому, что Саудовская Аравия развязала войну в Йемене, обострила отношения с Ираном и поддержала давление на Катар.

Проект Neom, где важна не столько технологичная городская среда, сколько статус центра для инвестиций, образований и торговли − задача как раз в стиле Мухаммада. Он уверен: Саудовская Аравия отстает от современности, поэтому ей нужно масштабно продавливать свое место в новом мире. «Семьдесят процентов населения страны моложе 30 лет. И, честно говоря, мы не будем тратить следующие 30 лет на деструктивные идеи. Мы уничтожим их сегодня и сразу», − говорит Мухаммад.

Нет: в стране до сих пор тоталитарные формы власти

Саудовская Аравия − это абсолютная монархия, власть которой диктуется нормами шариата. Страной полностью управляет королевская семья, а ключевые посты раздает лично монарх. Все основные законы страны подгоняются через исламское мировоззрение и жестко контролируются религиозными кругами. На улицах действует специальная полиция муттава, контролирующая соблюдение норм ислама в повседневной жизни. А за гомосексуализм, атеизм или колдовство там действует то же наказание, что и за убийство − смертная казнь.

С положением женщин все плохо. Рейтинги гендерного равноправия постоянно отправляют саудовцев на дно списка. В этом году многие СМИ писали о том, что Саудовская Аравия наконец-то разрешила женщинам водить авто. При этом там по-прежнему действует такое правило: каждая женщина обязательно должна иметь взрослого родственника-мужчину как опекуна. Без него она, например, не сможет пойти в больницу и устроиться на работу.

Bloomberg, разбирая проект Neom, сравнивает его с Дубаем − самым влиятельным бизнес-центром и инвестиционной точкой Ближнего Востока. Издание отмечает, что один из важнейших пунктов успеха Дубая − в том, что иностранцы, которые приезжали туда строить и жить, чувствовали себя комфортно, даже несмотря на правила арабской страны. Правительство ОАЭ выделяло земли для строительства христианских церквей, разрешало продажи алкоголя, отменяло контрольза внешним видом.

Саудовская Аравия на этот вопрос смотрит гораздо более радикально. Принц Мухаммад сразу заявил, что внутри Neom будет собственное мини-общество и что стране в целом надо пересмотреть многие свои взгляды. Но на изменение сознания народа Мухаммад пока не способен, и некоторые пункты не смягчит даже он: «Мы можем ввести 98% стандартов, применяемых в таких городах. Но есть 2%, которые мы не сможем изменить. Например, запрет на любой алкоголь». Хотя Мухаммад анонсировал на территории NEOM большую независимость и чуть ли не отдельные законы, строить его в любом случае придется народу, который в 2017 году собирается на площади, чтобы посмотреть на ритуальную казнь.

Да: Саудовская Аравия хочет изменить свою экономику

Доходы Саудовской Аравии − это природные ресурсы и немного туризма от паломников Мекки. Страна владеет четвертью мировых запасов нефти, и это дает 75% всех заработков. Благополучие и сила Саудовской Аравии завязана вокруг цен на нефть, которые постоянно валятся и которые все сложнее стабилизировать.

Статья по теме

Блокада Катара: 5 главных вопросов о конфликте на Ближнем Востоке

Чтобы снизить зависимость от экспорта нефти и диверсифицировать собственную экономику, Саудовская Аравия запустила программу Saudi Vision-2030, разработанную Мухаммадом бин Салманом еще до получения статуса кронпринца. В состав программы входят 80 разных направлений от мер по уменьшению безработицы до десятикратного увеличения туристического потока. Neom − одна из частей этого плана.

Saudi Vision-2030 − главный проект Мухаммада и отражение всех его взглядов на будущее страны. При этом его регулярно критикуют за выбранные методы и вообще жизнеспособность. Так, аналитики МВФ предсказывают, что Саудовская Аравия просто не успеет сделать все обозначенные изменения к выбранному сроку.

Нет: страна медленно справляется с другим подобным проектом

Статья по теме

Россия поможет Саудовской Аравии создать «город будущего»

В 2005 году Саудовская Аравия объявила о создании нового города вдоль побережья Красного моря − King Abdullah Economic City. Благодаря ему, королевская семья тоже хотела разнообразить свою экономику, снизив влияние нефти на бюджет. На территории KAEC должны были появиться зоны для промышленности, портовая часть, современный курорт и целый образовательный кластер.

Спустя десять лет город был готов только на 15% от задуманных объемов, финансирование из-за падения цен на нефть и смены власти в стране потребовало госзаймов, а план строительства поменялся четыре раза. Сегодня в KAEC уже ездят люди и организуются какие-то сделки, но все это по-прежнему очень далеко от того статуса, который ему заявляли. С Neom может случиться похожее.

Комментарии