Оживить мертвую станцию. Почему миссия к «Салюту-7» – сложнейшая в советской космонавтике
4 октября состоится премьера российского фильма «Салют-7. История одного подвига», основанного на реальных событиях. В 1985 году связь с советской космической станцией «Салют-7», которая больше шести месяцев находилась в беспилотном режиме, пропала. Чтобы выяснить причины случившегося и восстановить работоспособность станции, на орбиту отправляются двое космонавтов. Почему полет «Союза Т-13» к мертвой, неуправляемой станции считается одной из самых сложных и опасных космических миссий и почему космонавтам не понравился фильм об их подвиге – в материале «Футуриста».
Что случилось с «Салютом-7»?
Станция «Салют-7». Рабочий пост в открытом космосе. Эксперимент ведет Светлана Савицкая. Фото В. Джанибекова.
«Салют-7» была на тот момент новейшей из советских космических станций. Ее предшественница «Салют-6» побила 84-дневный рекорд длительности пилотируемых космических программ, установленный американской Skylab в 1974 году, и после нескольких полетов космонавты научились проводить на борту станции полгода. Первая миссия на «Салют-7», стартовавшая в апреле 1982 года, продлилась, в свою очередь, семь месяцев, и обещала дальнейшие достижения. Однако этой станции предстояло стать единственной в истории, пережившей «заморозку» и реанимацию на орбите.
12 февраля 1985 года в одном из блоков командной радиолинии обнаружилась неисправность, вспоминает космонавт Виктор Савиных. На тот момент станция пустовала более полугода и кружилась вокруг Земли в беспилотном режиме. Через проблемный блок проходили команды из Центра управления полетами и информация со станции на Землю. Выяснилось, что основной радиопередатчик автоматически отключился. Станция продолжала работать на запасном передатчике. «Салюту» отправили команду переключиться на первый передатчик. Руководитель дежурной смены ЦУПа предполагал, что если он действительно неисправен, то защитная система станции вновь сработает и отключит сломанный передатчик. Однако это лишь усугубило положение: серия коротких замыканий пронеслась по бортовым системам, и «Салют» замолчал окончательно.
ЦУП больше не мог контролировать состояние станции на орбите и следить за работой ее бортовых систем. Об автоматической стыковке с транспортными космическими кораблями и вовсе можно было забыть. Это не только подрывало престиж советской космонавтики и тормозило запланированные научные работы, но и было опасно. Неконтролируемая станция постепенно снижалась, и невозможно было предсказать, куда именно угодят останки 20-тонной металлической конструкции при падении на Землю. Поэтому «Салют-7» решили реанимировать.
Кто спасал станцию?
Командир Владимир Джанибеков и бортинженер Виктор Савиных
Владимир Джанибеков — один из самых опытных советских космонавтов: на тот момент он четырежды летал в составе экипажей «Союзов», и все четыре раза возглавлял их. Во время его полета к станции «Салют-7» в 1982 году отказала система автоматической стыковки «Игла» – за 900 метров до шлюза. Джанибеков немедленно принял управление на себя и пристыковал корабль вручную на целых 14 минут раньше запланированного времени. Он был самым подходящим кандидатом на роль командира спасательной миссии. Для бортинженера Виктора Савиных это был второй полет в жизни, однако он отлично знал бортовые системы «Салютов». Вместе им предстояло совершить невозможное: пристыковаться к мертвой, неконтролируемой станции вручную на корабле «Союз Т-13» и вернуть ее к жизни. Этого не делал еще никто в истории.
Корабль пришлось существенно доработать. Убрали третье кресло пилота и систему автоматической стыковки, а вместо них установили лазерный дальномер, чтобы экипаж мог определять расстояние до станции. За счет освободившегося веса баки двигательной установки залили топливом, установили патроны для очистки атмосферы и снабдили космонавтов дополнительным запасом еды и воды.
После ручной стыковки космонавты должны были попытаться отремонтировать станцию, а затем выйти в открытый космос и установить дополнительные солнечные батареи, так как старые были побиты мелкими метеоритами и работали неэффективно. Инженеры попытались определить причины поломки «Салюта» и изготовили прибор, который и надлежало заменить космонавтам. Если бы обнаружилось, что «Салют-7» не подлежит ремонту, его пришлось бы затормозить, снять с орбиты и утопить в океане. Так как оперативно узнать положение станции ЦУП не мог, вся ответственность за принятие решений лежала на экипаже.
Джанибекову и Савиных пришлось отрабатывать всевозможные варианты ручной стыковки, доводя навык до автоматизма. Они учились работать с дальномером: чтобы определить расстояние до станции, необходимо было попасть в нее тончайшим лучом лазера за считанные секунды. 25 мая экипаж с позывным «Памиры» выехал на космодром «Байконур». А 6 июня «Союз Т-13» отправился в путешествие, исход которого никто не мог предсказать.
Что ждало космонавтов на борту?
Таким космонавты увидели «Салют-7» во время приближения
На третий день полета космонавты обнаружили станцию. Она выглядела как яркая красная точка, которая росла по мере приближения к ней. Подойдя совсем близко, «Памиры» увидели, что панели ее солнечных батарей были не параллельны, а развернуты относительно друг друга примерно на 80 градусов. Это означало, что на станции не работало электричество, замерзли все механизмы, а также вода и пища. Можно ли было находиться внутри, никто не знал.
Космонавты были натренированы так, что понимали друг друга с полуслова. Джанибеков легко выполнил стыковку. Это стало крупной победой: ведь стало ясно, что с любым объектом можно состыковаться. Однако самое сложное было впереди.
Преодолев три люка, отделявших их от рабочего отсека станции, «Памиры» надели противогазы и осторожно вошли внутрь. Виктору Савиных на миг показалось: он находится в старом заброшенном доме. На станции царила жуткая тишина, иллюминаторы были покрыты изморозью, а плевок замерзал за три секунды. На столе лежали сухарики и соль – традиционный подарок от предыдущего экипажа.
«Колотун, братцы!» – так ответил Джанибеков Земле на вопрос о температуре на «Салюте-7».
Как отогревали станцию?
Виктор Савиных ремонтирует «Салют-7»
Вентиляция отсутствовала, и в отсеках скапливался углекислый газ, который мог отравить космонавтов. Система водоснабжения «Родник» замерзла. В первую очередь экипажу «Салюта» пришлось не восстанавливать работу станции, а бороться за выживание. Врачи предписывали космонавтам экономить силы и кислород. Джанибеков и Савиных работали на станции по очереди, в теплых комбинезонах, перчатках и пуховых шапках, которые на всякий случай прихватили из дома. Спальные мешки не спасали космонавтов от холода. Иногда им приходилось отогреваться саморазогревающимися консервами.
Чтобы восстановить электроснабжение станции, необходимо было зарядить аккумуляторы, которые остались работоспособными. Для этого космонавтам пришлось подключить их к солнечным батареям, и, перебравшись в «Союз», развернуть станцию так, чтобы солнечные батареи были повернуты к небесному светилу. К облегчению космонавтов, за сутки удалось зарядить 5 аккумуляторов. Позже им удалось восстановить систему вентиляции и регенерации атмосферы, и экипаж смог работать на станции в полном составе. Постепенно заработало освещение, ориентация солнечных батарей, передача телеметрии и отопление. «Родник» оттаял лишь 14 июня, на десятый день, когда запасы воды уже должны были закончиться. Тогда космонавтов допустили к телерепортажу, заставив на время снять теплые шапки.
Со временем космонавты смогли связываться с близкими, слушать музыку и беседовать с корреспондентами. 23 июня грузовой корабль «Прогресс» доставил на станцию припасы, чтобы Джанибеков и Савиных смогли продолжить работу в космосе. Они чинили некритичные для жизни системы и проводили научные эксперименты. 2 августа оба космонавта вышли в открытый космос, чтобы установить дополнительные солнечные батареи. А в сентябре «Салют-7» принял на борт новых космонавтов: Георгия Гречко, Василия Васютина и Александра Волкова.
Снимок по прибытии экспедиции Союза-Т14 на станцию «Салют-7». Встреча: В. Васютин, Г. Гречко, В. Савиных, А. Волков, В. Джанибеков
В дальнейшем к станции планировали отправить многоразовый космический корабль «Буран», однако ему было суждено совершить единственный в жизни автоматический полет, два витка вокруг Земли в 1988 году, после чего программа была закрыта. Сам «Салют-7» также просуществовал недолго: его топливо было почти выработано. В 1986 году экипаж «Союз Т-15» впервые в мире перелетел с одной станции на другую. Для «Салюта-7» это был последний полет, для «Мира» – первый. В 1990 году станция начала неконтролирумо снижаться и через год ее захоронили в безлюдных районах Южной Америки. Огромный огненный шар, окруженный необычно яркими вспышками, пролетел над землей и угас. Позже владелец местного ранчо обнаружил на участке металлическую трубу. Вопреки надеждам местных жителей, останки станции, за которую так долго боролись, не были нужны ни советскому правительству, ни НАСА, поэтому труба вернулась к фермеру, который сделал из нее камин.
Что космонавты думают о новом фильме?
С 12 октября в кинотеатрах будут показывать российский фильм «Салют-7. История одного подвига», снятый режиссером Климом Шипенко. Бюджет картины составил 400 миллионов рублей. Премьера должна была состояться еще в апреле этого года, однако из-за выхода ленты «Время первых» о первом выходе человека в открытый космос, ее пришлось перенести на осень. Кино уже видели жители города Байконур, сотрудники «Роскосмоса» и предприятий ракетно-космической отрасли России. До этого история экспедиции «Союз Т-13» была освещена в нескольких документальных фильмах: «За строкой сообщения ТАСС» (1986), «Битва за "Салют". Космический детектив» (2011). Похожий сюжет был описан в фильме «Возвращение с орбиты», снятом за два года до миссии Джанибекова и Савиных.
Фильм «Салют-7» широко разрекламирован и впечатляет первых зрителей. Исполнитель одной из главных ролей Владимир Вдовиченков признался, что хочет, чтобы космонавты оценили фильм.
«Мне рассказывали, что Владимир Джанибеков — человек с мощной энергетикой. И мне бы хотелось, чтобы наши космонавты, посмотрев картину, сказали: "какие мы, оказывается, крутые парни". А ведь они те, в честь кого в нашей стране называли и называют детей», — рассказал он в интервью ТАСС.
Однако журналисты критикуют сценаристов за то, что лишили космонавтов настоящих фамилий (в фильме главных героев зовут Владимир Федоров и Виктор Алехин). Самим космонавтам, непосредственным участникам тех событий, новое кино также не понравилось.
«Сделали голливудский блокбастер с элементами неуемной фантастики. Много технических ляпов. Не про нас это кино», — говорит Джанибеков.
По их словам, сценарий фильма писался по книге Савиных «Записки с мертвой станции», но его создатели сильно исказили реальную историю и небрежно отнеслись к космонавтике, из-за чего лента выглядит «грубо и неправдоподобно».
Владимир Вдовиченко и Павел Деревянко в ролях Владимира Федорова (прототип — Владимир Джанибеков) и Виктора Алехина (прототип — Виктор Савиных)
Режиссер Клим Шипенко не отрицает: технические и фактические допущения были, однако их использование в фильме оправдано.
«Какие-то элементы неправдоподобные, конечно же, будут, мы же не для людей из "Роскосмоса" снимаем этот фильм. Знаете, фильм для врачей по заказу врачей. У нас другая ситуация, мы снимаем фильм для зрителя и работаем на зрителя, при этом пытаемся остаться одной ногой в космической реальности. Но я все равно надеюсь, что этот фильм понравится людям из "Роскосмоса", и они закроют глаза на технические и фактические преувеличения, которые мы себе позволили», — говорит Шипенко.
По его словам, именно из-за того, что некоторые факты из биографии героев изменены, космонавты в фильме не носят реальных имен — и все же сюжет фильма полностью основан на подвиге Джанибекова и Савиных.
Комментарии