Метро для зданий. Как в Германии сделали лифт будущего
Немецкая компания TyssenKrupp представила лифт, который обходится без тросов и передвигается горизонтально. «Футурист» рассказывает о проекте «Мульти».
Зачем это все?
Строительство супервысотных зданий в последние годы активно развивается. И обычные лифты уже не могут справляться со своими задачами. В шахте выше, чем 200 м тросы станут настолько тяжелыми, что просто порвутся от своего веса. Кроме того, из-за раскачивания кабина будет биться об стены шахты.
Как это выглядит?
В городке Ротвайль между Швабским Альбом и Шварцвальдом высится бетонный гигант. Его вес – 40 000 тонн, высота 246 метров, а цена 40 млн евро. Это экспериментальная установка фирмы, где проводятся испытания новой техники. На самом верху находится бетонный груз весом 240 тонн, с помощью которого инженеры могут раскачивать башню во время проведения тестов.
Внутри башни – 12 тестовых шахт. На самом верху сооружение имеет самую высокую в Германии смотровую площадку, на 30 метров выше, чем у Берлинской телебашни. Революционное в «Мульти» видно уже на первом этаже. Оттуда открывается вид в шахту, на 30 метров вниз и 80 вверх. И это действительно впечатляет — здесь нет никаких тросов.
Вместо них кабину приводят в движение подвижные магнитные поля со скоростью до пяти метров в секунду. Как на железной дороге, один путь может справиться с несколькими кабинами. Они изготовлены из углеродного волокна, что сэкономит вес, и моторы выйдут не такими дорогими и тяжелыми. А для экономии времени кабины сделали только для восьми человек.
Как это работает?
С «Мульти пассажиры смогут перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. В тестовой шахте установлено четыре так называемых эксченджера (англ. exchange — менять), которые отвечают за изменение направления движения. «Это как метро для зданий», — говорит главный инженер проекта Маркус Йеттер.
Время ожидания новой кабины должно составлять не больше, чем полминуты. «Мы хотим транспортировать людей, не заставляя их ждать», – заявляет Йеттер. Но смысл имеют остановки на расстоянии не меньше, чем 50-100 м друг от друга. Там, где нет «Мульти», о перемещении пассажиров позаботятся обычные лифты.
Когда им будут пользоваться?
Но пока что «Мульти» ездит без пассажиров, так как еще не имеет сертификата. Его получат после официальной презентации. «Мы хотим получить разрешение до конца десятилетия», – говорит Йеттер.
Разработчики 140-метрового офисного здания в берлинском районе Фридрихсхайн сейчас думают о том, чтобы использовать систему. Но, вероятно, новый лифт протестируют в «East Side Tower».
Это безопасно?
То, что «Мульти» основан на разработках Transrapid (компания, которая делает поезда на «магнитной подушке»), создает двоякую ситуацию. С одной стороны проект развивается в течение десятилетий и достиг совершенства. А с другой – все помнят аварию на тестовом пути в Эмсланде в 2006 году, которая унесла жизни 23 человек.
А если бы то же самое произошло и с бестросовым лифтом при тестировании? «Мы не делаем краш-тесты», – оптимистично заявляет Йеттер. – Мы должны быть настолько надежны, чтобы никаких аварийных отказов просто не могло возникнуть. При прекращении подачи энергии четырехступенчатая тормозная система, оснащенная батареями, спасет кабину от падения. И даже в случае, если откажет все, механические щупальца, которые есть в любом обычном лифте, воспрепятствуют несчастному случаю»
Комментарии