«Маск – мошенник, а Tesla – убыточный проект». Не верьте в этот бред
Когда мы заводим разговор о Tesla, то часто можно услышать недоверие или даже негатив как к идее автомобиля, так к и владельцу компании Илону Маску. Откуда взялось такое отношение и что происходит на самом деле? Рассказываем.
Много людей проиграют от успеха Tesla
Акции Tesla больше всех остальных были использованы в шорт-продажах. Это значит, что множество людей очень ждут, что акции компании упадут. Работает механизм так: ожидается, что акции Tesla упадут, тогда игрок на бирже берет в кредит у брокера 20 акций компании и продает их по существующей цене. При этом он обязан через какое-то время вернуть акции кредитору. Если акции реально падают, то игрок выкупает их дешевле и получает свою прибыль. Но это довольно опасная игра: если вы продали акции по доллару, а они выросли до $1 млн, то вы потеряете в миллион раз больше, чем вложили.
Кто тогда все же инвестирует в Tesla?
В компанию инвестируют совсем не помешанные на спасении экологии Земли хиппи, а крупные компании: T. Rowe Price Associates, Inc. (9,21%), Fidelity Management and Research Company (8,23%) и другие.
Популярный миф, что Tesla убыточна
Принято считать, что Tesla только теряет от продажи каждой своей машины. К такому выводу можно прийти, только проводя простейшие вычисления без учета особенностей устройства капитала компании. Если посчитать их квартальные убытки и разделить на количество проданных машин, то да, выходят только расходы. Но стоит отметить, что Tesla – развивающийся стартап. Деньги, которые сейчас активно тратятся, вкладываются в постройку новых фабрик, расширение магазинов и продаж, сервисные центры и станции подзарядки с расчетом на то, что новая Модель 3s будет успешной. Все быстро растущие компании работают в убыток. Но их инвесторы не станут требовать от них выплаты дивидендов прямо сейчас: всем выгодно подождать, когда они смогут получить больше.
Бюджет компании идет на R&D (research and development) – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а так же SG&A (selling – стоимость продаж, general – общие издержки, administrative – компенсация менеджменту). Первая графа практически не растет с увеличением объема производимых автомобилей. Вторая имеет корреляцию с производимыми единицами, но не линейную. К тому же, большинство средств в нее вкладывается до налаживания крупных объемов производства. Вкратце, Tesla уже сделала крупные вложения в компанию и вряд ли будет убыточна.
К тому же, у Tesla есть физические активы, которые они еще не начали использовать. Tesla может сократить расходы на R&D (и в меньшей степени на SG&A). Tesla может выпустить новые акции – полмиллиона человек стоят в листе ожидания, чтобы приобрести их. Илон Маск может продать часть акций SpaceX и вложиться в Tesla.
Журналисты любят раздувать истории именно об этой компании
Например, истории о том, что все топ-менеджеры компании бегут оттуда, как с тонущего корабля объясняются тем, что у Tesla пропорционально больше людей занимают руководящие позиции, а каждый уход человека с руководящей должности привлекает журналистский хайп.
Страшилки про безопасность продукции Tesla тоже всегда собирают большой отклик.
Между тем, в ДТП по всему миру погибает 1,3 миллиона человек, но аварии с участием автономных автомобилей Tesla всегда привлекают больше внимания, чем к остальным происшествиям. При этом, по статистике, Tesla является более безопасным в плане возгорания, чем бензиновые автомобили. Статически бензиновый автомобиль загорается в пять раз чаще, чем электромобиль. Это происходит за счет того, что батареи изолированы друг от друга и каждая окружена негорючим хладогеном. Только в случае сильного повреждения возможно возгорание автомобиля. Второй пункт, которому принято не доверять, – это автопилот. Tesla является автомобилем, у которого есть возможность переключения с автопилота на ручное управление. Обычно аварии с автопилотом происходят из-за человеческого фактора, а не ошибок электроники.
Некоторые журналистские организации взялись всерьез за очернение образа компании. Так, независимая журналистская организация Reveal написала разгромную серию статей о безопасности на заводах Tesla. Кроме того, их обвиняют в том, что травмы на производстве скрываются от записей. Но стоит напомнить, что Cal/OSHA (The Division of Occupational Safety and Health) – самый въедливый аудитор в стране – не упоминал Tesla в своих отчетах. Также Reveal выпускал фейковые новости под видом «личных историй» сотрудников. Если раньше Илон Маск реагировал на это иронично, то недавно он все-таки вышел из себя и предложил открыть краудсорсинговый сайт, где пользователи могут оценивать журналистов на предмет точности.
Источник: Dailykos.com
Комментарии