Почему «Сфера» – кошмарный провал. Рецензия «Футуриста»

27 апреля в российском прокате вышел фильм «Сфера». Том Хэнкс и Эмма Уотсон должны были рассказать историю о губительном влиянии соцсетей на современный мир, но получилось...Примерно ничего. «Футурист» разбирается, как потенциальный хит оказался проходной тухлятиной.

Молодая девушка Мэй Холланд (Эмма Уотсон) устраивается на работу в глобальную корпорацию “Сфера” (The Circle), где всем заправляет Эймон Бейли (Том Хэнкс). Проникшись идеологией компании, она участвует в эксперименте, по которому полностью лишается личного пространства.

Кинематограф любит заглядывать в будущее, но крайне редко ему это удается. Недавние попытки, вроде “Превосходства”, оказываются неспособными на качественный анализ возможных сценариев будущего. Тем любопытнее было посмотреть на “Сферу” – техно-триллер, который берет в качестве темы влияние соцсетей на человечество. Любители фильмов о будущем “завтрашнего дня” будут скорее разочарованы результатом.

Стоит начать с хорошего, поскольку оно уместится в один абзац. Том Хэнкс, как всегда, прекрасно играет, даже если у него не самая значительная по сюжету роль. Кроме того, приятно было увидеть в новой ипостаси Эллара Колтрейна, известного по “Отрочеству” Ричарда Линклейтера. Может, у него и правда есть будущее в кинематографе.

А теперь к проблемам фильма, которые начинаются с его идеи наводнить мир маленькими камерами, которые смогут следить за всеми и всегда. В этот момент хочется спросить, мы что, смотрим “Детей Шпионов”? И разве мир и так не наводнен камерами на всех углах, что даже Ринго Старр посвятил этому свою песню? Сразу же возникает огромное количество вопросов, но они не получают и не получат ответа. Невольно спрашиваешь себя, а о чем сценарист вообще думал?

Впрочем, главная проблема сценария фильма даже не в абсурдности, а в отсутствии какой-либо мотивировки у персонажа Эммы Уотсон. Собственно побуждающее действие, то есть появление мотива в действиях героини, возникает на последних минутах фильма, а до этого картина плывет, как река, без видимых подъемов и спадов. Нет никакой динамики, никакого развития. Безвольные попытки режиссера добавить какого-нибудь конфликта в сценах с Мерсером (Колтрейн) уходят на задний план, потому что авторам было чрезвычайно важно донести свою идею. Весьма сомнительную, кстати говоря.

Фильм разоблачает современный мир соцсетей, где все за другом следят, и предполагает, что в будущем это достигнет такого масштаба, что мы попросту потеряем личное пространство. Но сегодня в таком тоне разоблачать соцсети кажется почти что моветоном. Да, люди постоянно делятся в соцсетях своими фотографиями и статусами, и даже личное выставляют напоказ – достаточно вспомнить недавний флешмоб #яНеБоюсьСказать. Однако о самом сокровенном мало кто решится написать. Некоторыми вещами просто не поделишься, и считать, что мир свихнется и забудет о личном пространстве немного наивно.

Все это было бы ничего, если бы фильм хоть как-нибудь пытался тебя развлечь. Однако зритель этого так и не дождется. На протяжении фильма так и думаешь – ну когда она уже одумается, когда начнется экшн, хоть что-нибудь? Но нет, картина настолько скучная, что впору как раз провести время в критикуемых ее соцсетях, мимоходом посматривая на экран. В результате, когда проходит почти два часа времени, спрашиваешь себя, и это все?

Статья по теме

Безопасный headshot. Можно ли выжить после пулевого выстрела в голову?

Режиссер Джеймс Понсольдт выстрелил в 2013 году с картиной “Захватывающее время”, где рассказывалось о непростой жизни старшеклассника, который не думает о будущем. Потом был фильм “Конец тура” (2015), также тепло встреченный критиками. Однако в “Сфере” способности Понсольдта разбиваются об невнятный сценарий – сцена одного из прощаний Мэй Холланд с родителями достойна войти в учебники по режиссерской беспомощности. В целом же фильм оставляет ощущения разочарования.

Разочарования Эммой Уотсон. Да, мы привыкли видеть ее в роли Гермионы Грейнджер, но, как видно, и сама Уотсон привыкла видеть себя такой, потому что больше ей никого по-настоящему сыграть не получилось. Невыразительная роль в “Элитном обществе” Софии Копполы, сомнительного качества исполнение в “Красавице и Чудовище”, а теперь и удручающий выход в “Сфере”. С феминистической деятельностью пока выходит лучше.

Возникает огромное количество вопросов, но они не получают и не получат ответа. Невольно спрашиваешь себя, а о чем сценарист вообще думал?

Разочаровывает также и загубленная идея фильма. Из концепции “соцсети лишают личного пространства” можно было придумать с десяток более оригинальных фильмов, а в нынешнем случае вместо триллера уместнее смотрелся бы жанр экшн. В целом картина оставляет ощущение незаконченности, недосказанности.

Несмотря на звездный состав актеров и режиссера, “Сфера” не получилась ни как предсказание будущего, ни как кино. По плохому сценарию можно снять хорошее кино, но этот не тот случай.

Фото: Moviefone

Комментарии