Обмани меня: ученые перевели борьбу с сексуальным насилием на подсознательный уровень

Ученые пытаются придумать способ выявления сексуальных предпочтений при сканировании мозга на подсознательном уровне – когда испытуемые не будут осознавать, какие именно изображения предлагается обработать их мозгу. С одной стороны, этот метод поможет сделать судебную психиатрию более точной при выявлении сексуальных отклонений у преступников, с другой – поднимает серьезные этические вопросы.

Зачем это нужно?

Во время суда над обвиняемыми в сексуальном насилии, например, педофилии, подозреваемым показывают изображения, которые могут вызвать у них сексуальное возбуждение и, следовательно, подтвердить их вину. Однако часто в подобных случаях преступники тщательно скрывают какие-либо физические проявления своих эмоций, отвлекая себя от мыслей о снимках, и тем самым могут обмануть экспертов. Альтернативным подходом в такой ситуации является сканирование мозга – во время просмотра сексуально привлекательных изображений активируются определенные области мозга подозреваемых. Но и в таком случае обман и попытки отвлечься от картинки приводят к неоднозначному результату.

Возможным решением этой проблемы могло бы стать использование подсознательных стимулов, то есть визуальных представлений, которые не воспринимаются мозгом на сознательном уровне. Таким образом, испытуемый не будет знать, что именно ему показывают, в то время как эксперты смогут оценить реакцию его мозга на различные изображения.

В чем суть исследования?

В этом заключается суть стратегии, проверенной в новой статье, которая была опубликована в журнале Consciousness and Cognition. Мартина Вернике (Martina Wernicke) из судебно-психиатрической больницы Аскелпиос в Геттингене и ее коллеги предоставили частичное доказательство того, что однажды можно будет использовать изображения, воспринимаемые лишь подсознательно, при сканировании мозга, чтобы обеспечить достоверную оценку сексуальных интересов человека. Это потенциально важный прорыв в области борьбы с преступностью, учитывая, что девиантный сексуальный интерес является одним из самых сильных индикаторов будущих преступлений. Однако метод также поднимает важные этические вопросы.

Вернике и ее команда исследовали работу мозга 24 здоровых гетеросексуальных мужчин с помощью функциональной МРТ, в то время, как им показывали изображения обнаженных мужчин и женщин или более откровенные порнографические снимки. Идея заключалась в том, что, учитывая их сексуальную ориентацию, мозг участвующих в эксперименте мужчин будет демонстрировать определенную активность при их взгляде на обнаженных женщин, отличную от той, что будет вызвана при просмотре изображений мужчин, особенно в откровенном контексте.

И, конечно, важной деталью исследования стало то, что ученые попытались сделать некоторые картинки сублиминальными, то есть не распознаваемыми на сознательном уровне. Чтобы добиться этого, они показывали выбранные изображения дважды в течение очень короткого промежутка времени – всего 16.7 миллисекунд за раз, а также использовали один из двух типов «масок». Маска в этом контексте является вторым, отвлекающим изображением, которое показывалось сразу после первого появления целевого изображения для вмешательства процесс обработки этого целевого изображения мозгом. После сеанса сканирования участники проходили специальный тест на память для проверки того, насколько их мозг воспринял «подсознательные» изображения.

Как действует мозг?

Один тип масок, используемых исследователями, состоял из различных нейтральных сцен и предметов, например, деревенский уличный пейзаж. В каком-то смысле эти маски слишком мешали восприятию мозгом обнаженных изображений. Участники не могли идентифицировать, какой из снимков обнаженных людей они увидели до «маски», и в их мозговой деятельности не было никаких различий, независимо от того, показывалось ли им изображение мужчин или женщин, в сексуально откровенных сценах или нет. В этом состоянии участники также не смогли определить впоследствии, из смеси новых и ранее замеченных изображений, которые они видели раньше.

Однако ученые также протестировали второй тип маски – зашифрованные, поврежденные версии обнаженных изображений, которые оказались более успешными. После их просмотра, участники заявили, что они не смогли увидеть откровенные снимки, представлявшиеся подсознательным образом, но их мозг проявил определенную реакцию на изображения обнаженных женщин, явно отличающуюся от вызываемой снимками мужчинам. Другими словами, их мозг выдал их сексуальные предпочтения, хотя сами они не осознавали этого – это и было главной гипотезой эксперимента. В то же время, при прохождении теста на память после просмотра изображений, участники очень слабо могли выявить ранее увиденные во время сканирования снимки от новых. Причины этого пока остаются под вопросом.

Понадобится много дальнейшей работы, чтобы определить ту самую грань, где изображения не видны на сознательном уровне, но все еще достаточно воспринимаются и обрабатываются мозгом, выдавая признаки сексуальных предпочтений. Это исследование было доказательством метода на примере с гетеросексуальными мужчинами, но дальнейшие исследования также должны изучить непростой вопрос о том, какие виды изображений могут быть использованы для выявления предполагаемого сексуального интереса к детям.

Несмотря на то, что довольно очевидно, как этот подход может помочь в выявлении девиантных сексуальных интересов, метод вызывает серьезные этические проблемы. Известно, что связь между физическим сексуальным возбуждением и субъективным сексуальным интересом часто не взаимосвязана напрямую. Поэтому вполне вероятно, что связь между мозговыми маркерами сексуального интереса и субъективного сексуального влечения будет еще более сложной.

Оригинал статьи

Комментарии