Кто будет править миром: мега-мозг, старики или фашисты?

История показывает, что политические системы нестабильны и часто сменяют друг друга. Какими могут быть новые формы правления, учитывая современные технологические и социальные изменения?

Кто будет править миром: мега-мозг, старики или фашисты?

1. Ноократия – власть разума

Согласно представлениям академика В. И. Вернадского, ноократия – это социально-политическая система, «основанная на приоритете человеческого разума», подобно «правительству мудрых» Платона. Это своего рода футуристический глобальный мега-мозг, настроенный на управление обществом ради всеобщего блага.

Термин «ноосфера» изобретен французским теологом и философом Пьером Тейяр де Шарденом, который вдохновился лекциями В.И. Вернадского о биосфере. По мнению Тейяр де Шардена, ноосфера появится в результате эволюции демократии и будет представлять собой гибкую систему, состоящую из сознательных элементов, действующих в рамках децентрализованных автономных подсистем. Одно из возможных проявлений ноосферы – синтеллект – высшая форма всечеловеческого нейро-квантового сознания, в которой весь возможный разум (естественный человеческий и искусственный интеллект) объединятся в единую систему с возможным синергетическим эффектом.

2. Киберократия – власть информации

Киберократия основана на эффективном использовании информации, это как бюрократия наоборот. Дэвид Ронфельдт в 1992 году написал о двух возможных формах киберократии:

Узкая: форма организации информации, которая вытеснит традиционные формы бюрократии и технократии.

Широкая: форма госуправления с новыми отношениями между государством и обществом.

Как и при традиционном общественном устройстве, в киберократии ключевым фактором при принятии решений является информация. Ронфельдт говорит, что «Сила бюрократии заключается в контроле над тем, какая именно информация происходит через каналы и хранится в архивах. При киберократии любую информацию можно получить из огромного числа публичных или частных источников. Технократия подчеркивает необходимость «жестких» профессиональных навыков, таких как методологии программирования и составления бюджета. Киберократия, напротив, акцентирует внимание на «мягких» символических, культурных и психологических аспектах формирования социальной политики и общественного мнения».

Киберократия преодолевает недостатки традиционных бюрократических систем. Использование новейших коммуникационных технологий и наблюдения позволит киберократии быстро реагировать на возникающие проблемы. Киберократия может использовать автоматические идентификационные системы или даже искусственный интеллект для управления государством и формирования «машинного» правительства.

3. Единоличное правление искусственного интеллекта

Развитие искусственного интеллекта (ИИ) таит в себе как возможности, так и угрозы. Став достаточно сложным и мощным, ИИ будет способен провозгласить себя синглетоном – единоличным правителем, главой нового мирового порядка, в котором ключевые вопросы решаются одним лицом или агентством.

Переход к такой форме правления может быть открытым или тайным. Для захвата власти ИИ-правитель может использовать автоматическое наблюдение, технологии управления сознанием, робототехнику и другие формы искусственного интеллекта, не говоря уже об использовании апокалиптических угроз. Если благосостояние человечества будет входить в сферу его интересов, ИИ-правитель может полностью изменить Землю (или вселенную) для максимального комфорта и развития человека.

4. Мировое правительство

Венец либеральной демократии – мировое демократическое правительство – гипотетически сможет прекратить национальный геноцид и распространение ядерного оружия, обеспечить глобальную безопасность, защитить права человека, а также положить конец антропологическому влиянию на климат.

Предполагалось, что глобализация произойдет в три этапа. Первой фазой является культурная глобализация, второй – экономическая, а третьей – политическая. Первый и второй этапы в значительной степени завершены, хотя некоторый протекционизм наблюдается до сих пор. Заключительный этап оказался самым трудным: нации-государства невероятно сложно решаются отказаться от суверенитета. Но нивелирование границ – это неумолимая тенденция, которая лежит в основе цивилизационного развития. Об этом свидетельствует объединение Китая при династии Цинь, формирование Соединенных Штатов Америки, нынешний эксперимент, известный как Европейский Союз, и вероятное объединение всех африканских стран. Итог такой глобализации – демократическое планетарное правительство.

5. Полигосударство

Но если один тип политического устройства не устаивает человека может, надо поискать что-то другое. Автор книги «Polystate: a thought experiment in distributed government» («Полигосударство: мысленный эксперимент распределенного правительства») Зак Уайнерсмит, известный также как автор популярных комиксов, размышляет о правительствах, управляющих не территориями, а умами. Уайнерсмит описывает «полигосударство» как геополитический субъект со множеством слоев-состояний. Каждое такое «государство» состоит из граждан, которые согласились с его едиными законами вне зависимости от места пребывания конкретного человека. Типичные географически привязанные и национальные страны, или в терминологии Уайнерсмита «геогосударства» будут заменены «полигосударствами» и «антрогосударствами». Идея «полигосударства» предполагают не конкретную форму правления, но мета-страну, в которой каждый человек свободен в выборе новой конституции без необходимости физически менять место жительства.

Даниэль Листва в журнале «Gadfly» объясняет это так:

«Другими словами, в то время как фашисту, живущему в современном демократическом «геогосударстве» приходится соблюдать законы демократии, при «полигосударстве» он сможет выбрать фашистское «антрогосударство» и жить по его законам. Эти законы будут применяться только к члену «антрогосдарства» и могут не относиться к его физическим соседям, которые выбрали социал-демократическое или коммунистическое «антрогосударство». Граждане будут иметь регулярную возможность менять «антрогосударство», позволяя им экспериментировать с формами управления и выбирать то, что им ближе. Это резко контрастирует с современными «геогосударствами», где сменить правительство очень сложно, а порой и невозможно. Перспективы «полигосударства» огромны. Как пишет Уайнерсмит, «трудно себе представить, что он [Ким Чен Ын] будет управлять большим населением, если у граждан Северной Кореи появится выбор».

С темой «полигосударства» связана также идея умеренной формы панархии Бруно Фрея и Рейнера Айхенбергера функционально пересекающихся конкурирующих юрисдикций (FOCJ).

6. «Футархия» — мир рыночных спекулянтов

Это детище экономиста Джорджа Мейсона и футуриста Робина Хэнсона.

«Под футархиеей мы понимаем голосование за показатели и ставки на убеждения», говорит Хэнсон. «Другими словами, избранные представители будут формально определять показатели национального благосостояния. А рыночные спекулянты будут делать денежные ставки, которые будут служить критерием оценки предлагаемых политиками решений для достижения указанных показателей. Если благоприятная рыночная оценка решения выше, чем неблагоприятная, то предложение становится законом».

7. Жидкая демократия – власть делегатов

Эта форма правления известна также как делегативная или облачная демократия и является одним из вариантов электронной демократии, призванной повысить участие каждого конкретного члена социума в принятии ключевых решений. Брайан Форд описывает ее как новую парадигму демократической организации, в которой возможна как личное участие в голосовании по ключевым вопросам благодаря электронным сервисам, так и передача индивидуальных прав голосования делегатам – экспертам в конкретной области, соответствующей теме голосования. В такой демократической системе власть принадлежит делегатам, а не политическим представителям и партиям.

В делегативной демократии члены электората могут быть активными участниками социума и стать делегатами, или участвовать пассивно, отдавая индивидуальный голос делегатам. Таким образом, человек не обязан включаться в вопрос или кампанию, которая их не касается или не интересует. Главное, чтобы был делегат, которому не страшно доверить голосование. Как пишет Форд, «человек может выбрать своего делегата, основываясь том, что позволяет чувствовать близость с ним: географическое расположение, культурную или религиозную идентичность, экономическую ситуацию или другие общие интересы».

Можно представить, что в будущем роль делегатов может брать на себя искусственный интеллект. Он будет узнать ваши политические предпочтения и приоритеты, и голосовать от вашего имени в соответствии с этим. Хитрость делегативной демократии, конечно же, «утыкается» в вопрос коррупции и обеспечения передачи голосов делегатам в результате личного осознанного выбора, а не путем принуждения, взятки или обмана.

8. Систейдинг – государства на плаву

Как известно, в международных водах не действует юрисдикция какой-либо из стран, поэтому теоретически можно основать модульные автономные плавучие добровольные острова-полисы. По форме это могут быть как заброшенные океанические лайнеры, так и специально сконструированные плавучие острова. Основная идея заключается в том, что предприниматели и социальные экспериментаторы могут достичь своих целей без назойливый запрещающих законов и налогов. Такая форма общественного устройства носит некий либертинический и нигилистический оттенок, так что может подойти не всем.

9. Геронтократия – власть стариков

Продолжительность жизни все возрастает, и поскольку скоро мы войдем в эпоху радикального продления жизни, вероятно, власть имущие и богатые люди будут держаться за свои достижения до последнего.

Эта перспектива наглядно представлена научно-популярной фантастике, включая роман «Священный огонь» Брюса Стерлинга, в котором геронтократы владеют почти всем капиталом и политической властью, а молодежные группировки живут как аутсайдеры. Фредерик Пол в романе «Исследуя небо» показывает геронтократию в маске демократии. Это тема рассматривается и в романе 1967 года «Бегство Логана» Уильяма Ф. Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона. В этой истории общество, живущее под куполом, избавляется от пожилых людей ради экономии ресурсов.

10. Демархия – власть кухарок

Термин «демархия» придумал австралийский философ Джон Бюрнхейм. Демархия или лотократия – это форма правления, при котором государством руководят… случайно выбранные люди с улиц из числа всех граждан с правом голоса. Демархия нашла широкое отражение в научной фантастике, в том числе в книгах «Пространство откровения» Аластера Рейнольдса, «Песни далекой Земли» Артура Кларка и «Марсианская трилогия» Ким Стэнли Робинсон.

11. «Темные просветители» – власть неофашистов

Если госуправление окажется в руках анархо-капиталистических экстремистов, то человечество сначала свергнет с «трона» либеральную демократию, а затем вернет туда монархию или авторитаризм. Главарь этого неореакционного движения «темного просвещения» — программист Кертис Ярвин, пишущий политически посты под ником «Менций Молдбаг». Он выступает за возрождение традиций западной цивилизации и возвращение к «естественному» порядку вещей. Неприятно поражает, что такие идеи нашли отклик в сердцах немалого числа людей, в том числе известных футурологов и обитателей Силиконовой долины, а теперь тон Молдбага перенимают и системные политики, тот же Дональд Трамп. В оглушительной статье «Идиотская мечта о Силиконовом рейхе в духе Макиавелли» Кори Пейн пишет:

«Блог TechCrunch, который впервые познакомил меня с Молдбагом, в статье «Гики за монархию» представляет его движение как какую-то интернет-сенсацию. Но газета The Telegraph уже говорит, что Молдаг проповедует «усовершенствованный неофашизм», которому необходимо противостоять. Медиа-корпорация Vocativ называет движение «темных просветителей» «жутким» и соглашается, что его следует воспринимать всерьез. Писатель-фантаст Дэвид Брин идет дальше в своем комментарии к посту в блоге Молдбага. Он обвиняет блоггера в любви к Макиавелли и попытках возрождения фашистской диктатуры».

12. Постапокалипсис охотников-собирателей

Нельзя сбрасывать со счетов вероятность катастрофических событий, которые заставят нас вернуться к палеолитической политике. Экологическая или техногенная катастрофа может не оставить выбора, и человечеству придется выкручиваться так же, как далеким предкам когда-то: жить небольшими племенными группами и искать пропитание при помощи охоты и собирательства.

Оригинал статьи

Комментарии